Большинство людей учатся разговаривать с другими без каких-либо затруднений. Вместе с тем дети и взрослые, которые не могут пользоваться речью, испытывают сложности при взаимодействии с окружающими.
Методы альтернативной и дополнительной (аугментативной) коммуникации (AДК) дают таким людям возможность общаться без слов, улучшают вербальные навыки, а в ряде случаев — запускают речь. От простых жестов и символов до сложных устройств генерации речи — АДК помогает налаживать социальные связи и повышает качество жизни.
В материале подробнее расскажем об инструментах альтернативной и дополнительной коммуникации.
Содержание статьи:
- Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация
- Кто может быть пользователем АДК
- Какими бывают средства альтернативной и дополнительной коммуникации
- Как АДК помогает детям
- Как специалисту овладеть альтернативной и дополнительной коммуникацией
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация
Альтернативная и дополнительная коммуникация — это общий термин для обозначения подходов и стратегий, которые позволяют детям и взрослым с коммуникативными нарушениями четко и понятно сообщать о своих потребностях, мыслях и эмоциях.
Альтернативная коммуникация замещает устную речь у людей с полным отсутствием вербальных средств общения, а дополнительная коммуникация используется совместно с вербальной речью.
При этом многие родители невербальных детей волнуются, что ребенок привыкнет к АДК и не заговорит. Это не так.
Во-первых, как только ребенок почувствует, что с помощью устной речи может быстрее и проще получить желаемое, вербальная коммуникация быстро вытеснит невербальную.
Во-вторых, даже не говоря, но при этом используя АДК, ребенок учится разговаривать: моделирует разные коммуникативные ситуации, инициирует общение, привлекает внимание.
Кто может быть пользователем АДК
Среди пользователей методов альтернативной и дополнительной коммуникации выделяют разные группы. Среди них:
- Люди с апраксией, дисфазией и дизартрией.
- Дети и взрослые с различными особенностями развития: синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями, аутизмом, детским церебральным параличом, интеллектуальной недостаточностью.
- Люди, утратившие способность говорить из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, рака горла, повреждения голосовых связок.
- Люди с врожденными и приобретенными хроническими заболеваниями (например, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз со временем приводят к потере речи).
- Взрослые с деменцией, болезнью Альцгеймера, испытывающие трудности с вербальной коммуникацией.
Какими бывают средства альтернативной и дополнительной коммуникации
Средства альтернативной и дополнительной коммуникации обычно делятся на три категории:
- Без использования технических средств. Сюда относятся жесты, мимика, язык тела, вокализации. Этот вид AДК существует с давних времен и до сих пор является важным инструментом, помогающим общаться людям с ограниченными вербальными навыками.
- Низкотехнологичные. Это различные коммуникативные доски, специальные книги с картинками и символами, пиктограммы, таблицы — все то, что работает без батареек.
- Высокотехнологичные. Сюда входят смартфоны, планшеты и компьютеры с программным обеспечением для преобразования текста в речь, айтрекеры (следят за взглядом человека на экране компьютера), а также усилители голоса и устройства с предварительно записанными сообщениями («да», «нет», «позже» и так далее).
Часть устройств AДК могут генерировать различные слова, фразы или сообщения в соответствии с непосредственными коммуникационными потребностями человека.
Как АДК помогает детям
- Язык. Альтернативные и дополнительные средства коммуникации дают детям визуальные и слуховые подсказки для лучшего понимания языка. Это помогает им выучить новую лексику, разобраться в структуре предложений и языковых правилах, а потом сказать свои первые слова.
- Независимость. Благодаря АДК дети обретают способность выражать свои потребности и предпочтения, что позволяет им отстаивать свою позицию и активно участвовать в принятии решений.
- Успехи в учебе. Улучшение коммуникативных навыков с помощью АДК положительно влияет на успеваемость. Дети могут активнее участвовать в уроках, общаться с одноклассниками, понимать инструкции преподавателей и демонстрировать свои знания по различным предметам.
- Эмоциональное состояние. Средства АДК дают ребенку возможность выразить свои эмоции и переживания. У ребенка пропадает чувство отчужденности, снижается уровень агрессии, уменьшается фрустрация, повышается самооценка — все это благотворно влияет на психику ребенка.
- Когнитивное развитие. АДК позволяет детям получить значимый социальный опыт — дружеское общение, споры, отстаивание своих взглядов. Все это улучшает когнитивные навыки ребенка, включая внимание, память, способность решать проблемы и рассуждать.
Как специалисту овладеть альтернативной и дополнительной коммуникацией
Чтобы овладеть основными подходами к использованию альтернативной и дополнительной коммуникации в ежедневной практике, нужно пройти специализированное обучение. АНО «НИИДПО» дает такую возможность.
На курсе «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог” с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)» слушатели получают ключевые знания в педагогике и логопсихологии, обучаются техникам коррекционной работы и проведению эффективных развивающих занятий для детей.
Программа подходит как новичкам, так и действующим специалистам и охватывает самые разные сферы логопедии и дефектологии. Слушатели узнают, как:
- Диагностировать уровень развития детей и подростков с ОВЗ и выявлять возможные нарушения.
- Составлять дефектологическое заключение с оценкой перспектив развития.
- Оказывать психолого-педагогическую и коррекционную помощь детям с ОВЗ с использованием специальных методов и средств.
- Обучать неговорящих детей альтернативной коммуникации.
- Оценивать и анализировать результаты коррекционной работы.
На протяжении всей программы Слушателям будет доступен уникальный контент — сеансы с детьми, под руководством практикующего специалиста в режиме реального времени. Так студенты поймут, как правильно построить занятие, каких ошибок нужно избегать и как наладить коммуникацию с ребенком.
Курс длится 8 месяцев и проходит дистанционно — изучайте текстовые лекции в электронном формате и смотрите онлайн-вебинары.
После успешного выполнения тестовых заданий на отработку знаний и сдачи итогового экзамена вы получите диплом с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог» — его принимают и работодатели, и аттестационная комиссия.