Дед Мороз одобряет!

Скидки до -85%

00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Когда слов недостаточно: как работает альтернативная и дополнительная коммуникация

Когда слов недостаточно: как работает альтернативная и дополнительная коммуникация

Большинство людей учатся разговаривать с другими без каких-либо затруднений. Вместе с тем дети и взрослые, которые не могут пользоваться речью, испытывают сложности при взаимодействии с окружающими. 

Методы альтернативной и дополнительной (аугментативной) коммуникации (AДК) дают таким людям возможность общаться без слов, улучшают вербальные навыки, а в ряде случаев — запускают речь. От простых жестов и символов до сложных устройств генерации речи — АДК помогает налаживать социальные связи и повышает качество жизни. 

В материале подробнее расскажем об инструментах альтернативной и дополнительной коммуникации. 

Содержание статьи:

Когда слов недостаточно: как работает альтернативная и дополнительная коммуникация

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация

Альтернативная и дополнительная коммуникация — это общий термин для обозначения подходов и стратегий, которые позволяют детям и взрослым с коммуникативными нарушениями четко и понятно сообщать о своих потребностях, мыслях и эмоциях. 

Альтернативная коммуникация замещает устную речь у людей с полным отсутствием вербальных средств общения, а дополнительная коммуникация используется совместно с вербальной речью.

При этом многие родители невербальных детей волнуются, что ребенок привыкнет к АДК и не заговорит. Это не так. 

Во-первых, как только ребенок почувствует, что с помощью устной речи может быстрее и проще получить желаемое, вербальная коммуникация быстро вытеснит невербальную. 

Во-вторых, даже не говоря, но при этом используя АДК, ребенок учится разговаривать: моделирует разные коммуникативные ситуации, инициирует общение, привлекает внимание.

Кто может быть пользователем АДК

Среди пользователей методов альтернативной и дополнительной коммуникации выделяют разные группы. Среди них:

  • Люди с апраксией, дисфазией и дизартрией. 
  • Дети и взрослые с различными особенностями развития: синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями, аутизмом, детским церебральным параличом, интеллектуальной недостаточностью. 
  • Люди, утратившие способность говорить из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, рака горла, повреждения голосовых связок.
  • Люди с врожденными и приобретенными хроническими заболеваниями (например, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз со временем приводят к потере речи). 
  • Взрослые с деменцией, болезнью Альцгеймера, испытывающие трудности с вербальной коммуникацией.

Альтернативная коммуникация. Применение в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
14 900 руб
9 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Какими бывают средства альтернативной и дополнительной коммуникации

Средства альтернативной и дополнительной коммуникации обычно делятся на три категории: 

  1. Без использования технических средств. Сюда относятся жесты, мимика, язык тела, вокализации. Этот вид AДК существует с давних времен и до сих пор является важным инструментом, помогающим общаться людям с ограниченными вербальными навыками.
  2. Низкотехнологичные. Это различные коммуникативные доски, специальные книги с картинками и символами, пиктограммы, таблицы — все то, что работает без батареек.
  3. Высокотехнологичные. Сюда входят смартфоны, планшеты и компьютеры с программным обеспечением для преобразования текста в речь, айтрекеры (следят за взглядом человека на экране компьютера), а также усилители голоса и устройства с предварительно записанными сообщениями («да», «нет», «позже» и так далее).

Часть устройств AДК могут генерировать различные слова, фразы или сообщения в соответствии с непосредственными коммуникационными потребностями человека.

Как АДК помогает детям

  1. Язык. Альтернативные и дополнительные средства коммуникации дают детям визуальные и слуховые подсказки для лучшего понимания языка. Это помогает им выучить новую лексику, разобраться в структуре предложений и языковых правилах, а потом сказать свои первые слова.
  2. Независимость. Благодаря АДК дети обретают способность выражать свои потребности и предпочтения, что позволяет им отстаивать свою позицию и активно участвовать в принятии решений.
  3. Успехи в учебе. Улучшение коммуникативных навыков с помощью АДК положительно влияет на успеваемость. Дети могут активнее участвовать в уроках, общаться с одноклассниками, понимать инструкции преподавателей и демонстрировать свои знания по различным предметам.
  4. Эмоциональное состояние. Средства АДК дают ребенку возможность выразить свои эмоции и переживания. У ребенка пропадает чувство отчужденности, снижается уровень агрессии, уменьшается фрустрация, повышается самооценка — все это благотворно влияет на психику ребенка.
  5. Когнитивное развитие. АДК позволяет детям получить значимый социальный опыт — дружеское общение, споры, отстаивание своих взглядов. Все это улучшает когнитивные навыки ребенка, включая внимание, память, способность решать проблемы и рассуждать.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации
1340 часов / 7.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
50 600 руб
39 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как специалисту овладеть альтернативной и дополнительной коммуникацией

Чтобы овладеть основными подходами к использованию альтернативной и дополнительной коммуникации в ежедневной практике, нужно пройти специализированное обучение. АНО «НИИДПО» дает такую возможность. 

На курсе «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог” с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)» слушатели получают ключевые знания в педагогике и логопсихологии, обучаются техникам коррекционной работы и проведению эффективных развивающих занятий для детей. 

Программа подходит как новичкам, так и действующим специалистам и охватывает самые разные сферы логопедии и дефектологии. Слушатели узнают, как:

  • Диагностировать уровень развития детей и подростков с ОВЗ и выявлять возможные нарушения.
  • Составлять дефектологическое заключение с оценкой перспектив развития.
  • Оказывать психолого-педагогическую и коррекционную помощь детям с ОВЗ с использованием специальных методов и средств.
  • Обучать неговорящих детей альтернативной коммуникации.
  • Оценивать и анализировать результаты коррекционной работы.

На протяжении всей программы Слушателям будет доступен уникальный контент — сеансы с детьми, под руководством практикующего специалиста в режиме реального времени. Так студенты поймут, как правильно построить занятие, каких ошибок нужно избегать и как наладить коммуникацию с ребенком. 

Курс длится 8 месяцев и проходит дистанционно — изучайте текстовые лекции в электронном формате и смотрите онлайн-вебинары. 

После успешного выполнения тестовых заданий на отработку знаний и сдачи итогового экзамена вы получите диплом с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог» — его принимают и работодатели, и аттестационная комиссия.

Записывайтесь на курс сегодня:

Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации
1340 часов / 8 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
59 300 руб
53 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.