Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом.
Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?
Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.
Какие нарушения речи сопровождают РАС?
В работе логопеды чаще всего сталкиваются со следующими проблемами, присущими детям с аутизмом:
- мутизм – отсутствует как ответная, так и спонтанная речь, при этом в принципе способность разговаривать и понимать речь окружающих сохранна;
- эхолалия – повторение сказанных окружающими людьми слов, фраз;
- использование слов и фраз-штампов;
- фонографичность речи, то есть запоминание и воспроизведение слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
- неспособность вести диалог, отсутствие обращений даже при развитой монологической речи;
- позднее появление в речи личных местоимений и неумение их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
- автономность речи – общение ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
- проблемы с семантической стороной речи: использование неологизмов, сужение или расширение смыслового наполнения слов и т. д.;
- нарушения в произношении звуков;
- нарушения связности речи, неумение строить словосочетания, предложения;
- неправильная постановка ударений, проблемы с интонацией и т. д.
Основные этапы логопедической работы
Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. В коррекционно-логопедической работе также участвуют родители/опекуны ребенка.
► Предварительный этап обучения
Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу, как правило, отвечает психолог. Он развивает способности детей коммуницировать с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях психолога, а затем начинает общаться с ребенком.
► Этап формирования первичных учебных навыков
Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.
► Этап обучения пониманию речи
Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.
► Этап обучения экспрессивной речи
Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.
Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
Логопед обучает ребенка использовать для выражения эмоций указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д. Если степень аутистического расстройства очень сильная, речь ребенка сводится только к вокализациям, его учат выражать согласие или несогласие.
► Этап обучения чтению
Научить читать можно не всех детей с РАС. Все зависит от степени расстройства, индивидуальных особенностей характера, обучаемости. Если логопед видит, что ребенок способен овладеть этим навыком, можно вести работу по трем направлениям: осваивать аналитико-синтетическое (побуквенное), послоговое и глобальное чтение.
6 принципов логопедической работы с детьми с РАС:
- Логопедическая работа ведется последовательно и длительнодостаточно длительно.
- Программа коррекции речевых нарушений разрабатывается логопедом вместе с врачами, педагогами, психологами.
- Работу логопеда всегда предваряет направленное и спонтанное наблюдение за ребенком, анализ, беседы со специалистами и родителями.
- Занятия начинаются только после установления эмоционального контакта между ребенком и специалистом.
- При составлении программы занятий и ее последующих изменениях всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка.
- После закрепления каждого нового навыка и его переноса в повседневную жизнь сразу начинается новый этап обучения.
Где логопеду научиться работать с детьми с РАС?
Предлагаем пройти курсы повышения квалификации по программе «Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра». Обучение проводится дистанционно* и занимает всего 2 месяца. Для поступления нужно подтвердить ваш уровень базового образования – не ниже среднего профессионального.
На курсах Вы узнаете, что такое расстройства аутического спектра, из-за чего они возникают, как они проявляются. Вы научитесь взаимодействовать с детьми с РАС, вести диагностику, коррекцию речевых нарушений. Главная особенность программы – ее максимальная практическая направленность. Большая часть учебного плана – это знакомство с конкретными методами и приемами логопедической работы на реальных примерах.
По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации. Такой документ подтверждает Ваши новые профессиональные компетенции в работе с детьми с РАС работодателю или клиентам, если вы ведете частную практику.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.