Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом.
Содержание статьи:
- Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?
- Какие нарушения речи сопровождают РАС?
- Основные этапы логопедической работы
- Где логопеду научиться работать с детьми с РАС?
Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?
Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.
Какие нарушения речи сопровождают РАС?
В работе логопеды чаще всего сталкиваются со следующими проблемами, присущими детям с аутизмом:
- мутизм – отсутствует как ответная, так и спонтанная речь, при этом в принципе способность разговаривать и понимать речь окружающих сохранна;
- эхолалия – повторение сказанных окружающими людьми слов, фраз;
- использование слов и фраз-штампов;
- фонографичность речи, то есть запоминание и воспроизведение слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
- неспособность вести диалог, отсутствие обращений даже при развитой монологической речи;
- позднее появление в речи личных местоимений и неумение их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
- автономность речи – общение ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
- проблемы с семантической стороной речи: использование неологизмов, сужение или расширение смыслового наполнения слов и т. д.;
- нарушения в произношении звуков;
- нарушения связности речи, неумение строить словосочетания, предложения;
- неправильная постановка ударений, проблемы с интонацией и т. д.
Основные этапы логопедической работы
Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. В коррекционно-логопедической работе также участвуют родители/опекуны ребенка.
Предварительный этап обучения
Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу, как правило, отвечает психолог. Он развивает способности детей коммуницировать с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях психолога, а затем начинает общаться с ребенком.
Этап формирования первичных учебных навыков
Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.
Этап обучения пониманию речи
Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.
Этап обучения экспрессивной речи
Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.
Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
Логопед обучает ребенка использовать для выражения эмоций указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д. Если степень аутистического расстройства очень сильная, речь ребенка сводится только к вокализациям, его учат выражать согласие или несогласие.
Этап обучения чтению
Научить читать можно не всех детей с РАС. Все зависит от степени расстройства, индивидуальных особенностей характера, обучаемости. Если логопед видит, что ребенок способен овладеть этим навыком, можно вести работу по трем направлениям: осваивать аналитико-синтетическое (побуквенное), послоговое и глобальное чтение.
6 принципов логопедической работы с детьми с РАС:
- Логопедическая работа ведется последовательно и длительнодостаточно длительно.
- Программа коррекции речевых нарушений разрабатывается логопедом вместе с врачами, педагогами, психологами.
- Работу логопеда всегда предваряет направленное и спонтанное наблюдение за ребенком, анализ, беседы со специалистами и родителями.
- Занятия начинаются только после установления эмоционального контакта между ребенком и специалистом.
- При составлении программы занятий и ее последующих изменениях всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка.
- После закрепления каждого нового навыка и его переноса в повседневную жизнь сразу начинается новый этап обучения.
Где логопеду научиться работать с детьми с РАС?
Предлагаем пройти курсы повышения квалификации по программе «Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра». Обучение проводится дистанционно* и занимает всего 2 месяца. Для поступления нужно подтвердить ваш уровень базового образования – не ниже среднего профессионального.
На курсах Вы узнаете, что такое расстройства аутического спектра, из-за чего они возникают, как они проявляются. Вы научитесь взаимодействовать с детьми с РАС, вести диагностику, коррекцию речевых нарушений. Главная особенность программы – ее максимальная практическая направленность. Большая часть учебного плана – это знакомство с конкретными методами и приемами логопедической работы на реальных примерах.
По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации. Такой документ подтверждает Ваши новые профессиональные компетенции в работе с детьми с РАС работодателю или клиентам, если вы ведете частную практику.
Программы по теме статьи:
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.