8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Особенности работы логопеда с детьми с РАС (расстройствами аутического спектра)

Особенности работы логопеда с детьми с РАС (расстройствами аутического спектра)

Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?

Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.Логопедическая работа с детьми с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Какие нарушения речи сопровождают РАС?

В работе логопеды чаще всего сталкиваются со следующими проблемами, присущими детям с аутизмом:

  • мутизм – отсутствует как ответная, так и спонтанная речь, при этом в принципе способность разговаривать и понимать речь окружающих сохранна;
  • эхолалия – повторение сказанных окружающими людьми слов, фраз;
  • использование слов и фраз-штампов;
  • фонографичность речи, то есть запоминание и воспроизведение слов, фраз, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла;
  • неспособность вести диалог, отсутствие обращений даже при развитой монологической речи;
  • позднее появление в речи личных местоимений и неумение их правильно использовать (например, ребенок может говорить о себе «ты», а о других «я»);
  • автономность речи – общение ребенка на «своем» языке, который строится по отличным от языка взрослых принципам;
  • проблемы с семантической стороной речи: использование неологизмов, сужение или расширение смыслового наполнения слов и т. д.;
  • нарушения в произношении звуков;
  • нарушения связности речи, неумение строить словосочетания, предложения;
  • неправильная постановка ударений, проблемы с интонацией и т. д.

Основные этапы логопедической работы

Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. В коррекционно-логопедической работе также участвуют родители/опекуны ребенка.

► Предварительный этап обучения

Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу, как правило, отвечает психолог. Он развивает способности детей коммуницировать с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях психолога, а затем начинает общаться с ребенком.

► Этап формирования первичных учебных навыков

Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.

► Этап обучения пониманию речи

Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.

► Этап обучения экспрессивной речи

Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
8 800 руб
5 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
8 800 руб
5 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Логопед обучает ребенка использовать для выражения эмоций указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д. Если степень аутистического расстройства очень сильная, речь ребенка сводится только к вокализациям, его учат выражать согласие или несогласие.

► Этап обучения чтению

Научить читать можно не всех детей с РАС. Все зависит от степени расстройства, индивидуальных особенностей характера, обучаемости. Если логопед видит, что ребенок способен овладеть этим навыком, можно вести работу по трем направлениям: осваивать аналитико-синтетическое (побуквенное), послоговое и глобальное чтение.

6 принципов логопедической работы с детьми с РАС:

  1. Логопедическая работа ведется последовательно и длительнодостаточно длительно.
  2. Программа коррекции речевых нарушений разрабатывается логопедом вместе с врачами, педагогами, психологами.
  3. Работу логопеда всегда предваряет направленное и спонтанное наблюдение за ребенком, анализ, беседы со специалистами и родителями.
  4. Занятия начинаются только после установления эмоционального контакта между ребенком и специалистом.
  5. При составлении программы занятий и ее последующих изменениях всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка.
  6. После закрепления каждого нового навыка и его переноса в повседневную жизнь сразу начинается новый этап обучения.

Где логопеду научиться работать с детьми с РАС?

Предлагаем пройти курсы повышения квалификации по программе «Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра». Обучение проводится дистанционно* и занимает всего 2 месяца. Для поступления нужно подтвердить ваш уровень базового образования – не ниже среднего профессионального.

На курсах Вы узнаете, что такое расстройства аутического спектра, из-за чего они возникают, как они проявляются. Вы научитесь взаимодействовать с детьми с РАС, вести диагностику, коррекцию речевых нарушений. Главная особенность программы – ее максимальная практическая направленность. Большая часть учебного плана – это знакомство с конкретными методами и приемами логопедической работы на реальных примерах.

По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации. Такой документ подтверждает Ваши новые профессиональные компетенции в работе с детьми с РАС работодателю или клиентам, если вы ведете частную практику.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.