Немного о законодательстве
Прочитайте наши статьи об обязанностях в работе воспитателя в ДОУ и о правах специалиста по закону. Они помогут разобраться в правовой стороне вопроса. Также изучите список функциональных обязанностей педагога-воспитателя детского сада по ФГОС ДО.
В этой статье мы затронем только ситуацию с деньгами: что, если вас просят собрать деньги на ремонт, покупку новых игрушек и пр.? Что, если обязывают не принимать утром детей, чьи родители не внесли оплату?
Вы должны знать:
- По закону «Об образовании в РФ», единственное, что должны оплачивать родители — это ежемесячная квитанция. Если оплату не внесли вовремя, воспитатель не вправе запретить ребенку ходить в детсад. Статья 65 этого закона запрещает требовать с родителей дополнительную плату за содержание недвижимого имущества (ремонт, уборку и пр.).
- В Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 849 есть перечень услуг и работ, оплата которых уже включена в ежемесячную квитанцию.
Обобщим: воспитатель осуществляет проверку ежемесячных квитанций, но не может собирать деньги на уборку, ремонт, покупку моющих средств, подготовку к праздникам и пр. А также не имеет права не допустить до группы ребенка, чьи родители не оплатили квитанцию за услуги детского сада. Руководство детсада не вправе требовать, чтобы вы нарушали закон.
Утренний прием
Начинается около 7 утра и длится до 8. Точное время утреннего приема (как и завтрака, занятий, игр, дневного сна, прогулок) зависит от распорядка в конкретном ДОО и в группе.
Случается, что во время утреннего приема родители торопятся уйти — спешат на работу. Но вы должны сначала убедиться, что дети здоровы и хорошо себя чувствуют. Если у ребенка есть симптомы заболевания, вы должны сообщить об этом старшей медсестре или врачу и дождаться вердикта вместе с родителями. Если ребенок болен, принимать его в группу нельзя. Если родители ушли раньше, чем выяснилось болезненное состояние ребенка, им необходимо позвонить с просьбой забрать его из детского сада.
Иногда дети приходят в плохом настроении. Встречайте всех приветливо, включите веселую музыку, это поможет сгладить ситуацию. Ребят, которые уже пришли в группу, важно чем-то занять: предложите им поиграть, полить цветы и пр.
После окончания приема нужно проверить по табелю посещаемости, кого сегодня нет, обзвонить родителей и уточнить причины отсутствия детей.
Завтрак, обед, полдник, ужин
Еще до завтрака к основному воспитателю присоединяется младший: он следит за чистотой в группе, помогает раскладывать еду по тарелкам, расставляет стаканы, тарелки, раскладывает столовые приборы и пр. Пока накрывают на столы, нужно проследить, чтобы все дети помыли руки.
Приемы пищи проходят по-разному в зависимости от возраста детей:
- Воспитатель ясельной группы помогает докармливать малышей, ребята 2-3 лет и старше уже могут есть сами.
- Дети 2-4 лет часто едят неаккуратно, жуют с открытым ртом, им трудно пользоваться столовыми приборами. Будьте терпеливы, учите соблюдать порядок за столом.
- Детей 4-6 лет пора учить есть тихо, убирать за собой, сидеть прямо.
Не всегда дошкольники ведут себя спокойно во время еды. Иногда начинает капризничать один, а остальные подхватывают — не нравится каша, хотим сладкого, будем есть руками. Дадим совет: проявляйте фантазию, и дети будут слушаться вас, увлеченно ждать, что еще интересного вы придумаете. Это работает в том числе во время еды. Приемы, методики, игры, которые помогут добиться дисциплины в группе, вы освоите, когда будете учиться на воспитателя.
Проведение занятий
Занятия обычно проводят утром. Чем заниматься с группой, решает педагог, но он должен опираться на программу, календарно-тематическое и перспективное планирование, рекомендации методиста и образовательные стандарты.
Есть два момента, которые нужно учитывать.
Во-первых, чем дольше дети занимаются одним и тем же, тем сильнее начинают скучать, поэтому виды деятельности нужно регулярно менять.
Во-вторых, если в занятии нет изюминки, детей вы не заинтересуете. Они будут капризничать, перестанут слушаться, заскучают, и занятие сорвется. Изюминкой могут стать дидактические игры, интегрированные занятия, сюрпризные моменты.
Планировать и проводить занятия в ДОО мы учим на программе повышения квалификации:
Прогулка
На прогулку дети выходят дважды в день, если на улице хорошая погода. Если холодно, идет дождь — дети гуляют на веранде. Прогулка отменяется при температуре ниже -15 (в северных регионах свои температурные режимы, они еще ниже).
Сначала детям нужно помочь одеться и обуться. Малыши могут потерять носки, перепутать варежки, забыть шарф. Будьте терпеливы, проверьте каждого перед выходом из раздевалки.
Вы можете столкнуться с тем, что некоторые дети даже в 6 лет не умеют и не хотят одеваться сами. Безусловно, этот момент нужно обсудить с родителями. Но в любом случае потакать капризам не следует — учите детей самостоятельности.
Из группы дети должны выходить парами, строго друга за другом. Так легче поддерживать дисциплину и следить за детьми. Учите ребят присматривать друг за другом, не отлучайтесь ни на минуту, не разрешайте отходить далеко. Ребенок, разыгравшись, может убежать с площадки — вы должны быть готовы сразу это заметить и остановить его.
Чем заняться на прогулке? Подвижными играми, наблюдением за природой, трудовой деятельностью (например, попросите детей помочь собрать ветки и листья). Наконец, можно просто рассказать ребятам интересную историю или сказку.
Передача смены
Обычно вторая смена начинается в 12-13 часов. Правила передачи описаны в методических рекомендациях в ДОО.
Воспитатель при передаче смены обязан оставлять в группе образцовый порядок. Детей передают по списку — для этого ведут специальный журнал.
Дневной сон
Дети спят после обеда около двух часов. Подготовка ко сну начинается за 30-40 минут: предложите детям несколько упражнений на расслабление, самомассаж, ребятам 5-6 лет может помочь игра-медитация. Приглушите свет в помещении (можно задернуть шторы), включите медленную расслабляющую музыку. Помогите ребятам переодеться, если это необходимо. Когда дети улягутся, можно почитать им сказку. Читайте тихо и спокойно, монотонно — это поможет ребятам быстрее погрузиться в сон.
Что делать, если кто-то из детей не может уснуть? Выясните, в чем причина, например:
- Неудобная пижама. Попросите родителей, чтобы купили ребенку новую пижаму, желательно на липучках. Чем проще ее надевать, тем лучше.
- Домашняя подготовка ко сну. Если ребенок не может уснуть без укачиваний, маминой колыбельной и пр., его нужно приучать засыпать самостоятельно. Поговорите об этом с родителями воспитанника.
- Страх проснуться в мокрой постели. Проблему можно решить совместно с родителями и психологом.
- Физический дискомфорт. Следите, чтобы дети не переедали, чтобы в спальне была комфортная температура и свежий воздух.
Если не спят несколько малышей, организуйте для них тихий досуг в соседнем помещении, так они не будут мешать другим.
Пока ребята спят, рекомендуем заняться оформлением документов, планированием, подготовкой к мероприятиям и другими функциями педагога-воспитателя в детском саду, которые не требуют взаимодействия с детьми. Помните, что оставлять детей без присмотра нельзя — работайте в спальне. Если вам нужно ненадолго отлучиться, в спальне должен остаться младший воспитатель.
Игры и самостоятельная деятельность
Конечно, детям нельзя позволять делать всё, что придет в голову. Самостоятельная деятельность и игры строятся так: педагог организует среду, а дети выбирают, как действовать в ее условиях. Секрет в том, что во время занятий со взрослыми дети учатся общаться, играть, изготавливать поделки, придумывать сценки и пр., а потом повторяют усвоенное сами.
Когда дети увлечены игрой, привлечь их внимание непросто. Если вам понадобится это сделать, используйте такой прием — скажите громко фразу: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши». Повторите ее 3-4 раза — скорее всего, в первый раз вас услышат всего несколько детей, но к четвертому на вас уже будут смотреть почти все в группе.
Окончание второй смены
Забирают детей в промежуток с 17 до 19 часов (конкретное время зависит от ДОО). Приходить за ними могут только совершеннолетние — родители или законные представители.
Будьте готовы к тому, что вас засыплют вопросами: как ребенок себя вел, чем вы занимались, что нужно подготовить к празднику и пр. Если вы не успели обсудить что-то утром, самое время это сделать.
Работа с документацией
В список должностных обязанностей воспитателя в саду входит работа с документами. В их числе:
- план на год и на месяц;
- табель посещаемости и листок здоровья;
- сетка образовательной работы;
- карты записи умений, навыков и знаний каждого ребенка + дневник наблюдений за детьми в период адаптации.
Планированием занимается не только воспитатель, но и методист ДОО — обращайтесь к нему за советом, опирайтесь на его рекомендации.
Подготовка и организация мероприятий
Подготовку к любому празднику и утреннику нужно начинать заранее. Она включает в себя не только разработку сценария и подбор реквизита: нужно рассказать детям о празднике, разобрать эту тему на разных занятиях (готовимся к Новому году — разучиваем новогодние песенки, вырезаем снежинки и рисуем Деда Мороза).
К празднику вы будете готовиться вместе с родителями, музыкальным руководителем, заведующей и пр. — у каждого свои задачи. Воспитатель обычно:
- распределяет роли (он знает, кому легче даются стихи, кто хорошо танцует и пр.);
- готовит часть украшений вместе с детьми;
- рассказывает ребятам о празднике, настраивает их на позитивный лад;
- участвует в репетициях, помогает детям и родителям в подготовке;
- помогает во время праздника: например, подсказывает слова, если ребенок их забыл.
Хотите работать именно так? Пройдите обучение и устройтесь на должность педагога-воспитателя ДОУ — хороших специалистов не хватает, поэтому после учебы вы без труда найдете работу!