Один из самых важных этапов работы психолога — первая консультация с клиентом. Это знакомство с человеком и его проблемами, и от этой встречи будет зависеть вся дальнейшая работа. Если что-то пойдет не так, клиент просто не захочет пользоваться услугами психолога в дальнейшем.
Мы выстроили простой алгоритм начальной сессии, который всегда будет служить вам профессиональной шпаргалкой.
Содержание статьи:
- Начальная фаза. Знакомство и выяснение запроса
- Средняя фаза. Исследование черт характера клиента и его проблем
- Заключительная фаза. Завершении консультации
Начальная фаза. Знакомство и выяснение запроса
Перед началом консультации напомните себе, что вы профессионал. Отбросьте все личные переживания и сосредоточьтесь на работе. Выключите уведомления на телефоне или предупредите о том, чтобы вас не беспокоили.
Представьтесь и уточните, как вам следует обращаться к человеку. В дальнейшем используйте именно ту форму, которую он назвал.
Расскажите клиенту о принципах вашей работы, методиках, конфиденциальности встречи. Также сразу обозначьте время проведения сессии.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ клиента:
- Что привело вас сюда?
- Над чем вы хотели бы поработать?
- Почему эти проблемы мешают вам жить?
- Был ли у вас опыт работы с психологом раньше?
При монологе клиента поддерживайте его открытость, кивайте, демонстрируйте свою искреннюю заинтересованность. При скованности человека займите активную позицию и задавайте больше вопросов, благодарите за ответы на них. Похвала бессознательно положительно влияет на человека и его восприятие.
Уточните запрос клиента:
- Каким вы видите результат нашей работы?
Если клиент начинает проявлять эмоции, не убеждайте его успокоиться. Скажите: «То, что вы чувствуете – абсолютно нормально. Вы молодец, что решились на откровенный разговор и проработку этой проблемы».
Повторите клиенту все его жалобы в виде отдельных пунктов (главных проблем), с которыми вам предстоит работать. Если он со всем согласен, переходите к основной части консультации.
Средняя фаза. Исследование черт характера клиента и его проблем
Для проработки конкретных проблем нужно понять, с кем вы имеете дело. Задайте вопросы, которые больше раскроют для вас личность клиента:
- Вы рассказали мне о своих сложностях и ожиданиях, но мне хочется побольше узнать, какой вы человек. Каким вы видите себя?
- Опишите себя 5 словами, которые первые придут в голову.
- Что вам нравится и не нравится в себе?
- Как, на ваш взгляд, вас воспринимают окружающие?
- Как вы воспринимаете критику и похвалу в вашу сторону?
- Что для вас значит мнение других?
Когда вы охватили все важные для вас аспекты личности клиента, переходите к его запросу. Спросите, с чего именно он хотел бы начать и почему. На этом этапе особенно важно подключить все ранее выявленные факты о клиенте и его жизни, чтобы находить параллели и задавать правильные наводящие вопросы.
Если вы заметили какое-то несоответствие в словах клиента или хотите перейти к другой теме, то скажите фразу:
- Вы упомянули о… Расскажите, пожалуйста, подробнее.
- Я заметил, что вы часто упоминаете… Расскажите об этом побольше.
Если клиент начинает проявлять эмоции, не убеждайте его успокоиться. Скажите: «То, что вы чувствуете – абсолютно нормально. Вы молодец, что решились на откровенный разговор и проработку этой проблемы».
Не забывайте следить за временем сессии.
Заключительная фаза. Завершении консультации
До конца сеанса остается 10–15 минут. За это время нужно подытожить все сказанное и попробовать выяснить какую-то дополнительную информацию. Часто ограничение времени открывает у человека второе дыхание, и он высказывает ценную информацию, которая может пригодиться на будущих встречах.
Уточните:
- Есть ли что-то, что вы хотели бы добавить?
Если да, то выслушайте и запишите. А если нет, завершите сеанс получением обратной связи:
- Как вы себя чувствуете?
- Соответствует ли наша работа вашим ожиданиям?
Обратная связь поможет вам подкорректировать алгоритм работы с конкретным клиентом, так как подход зачастую очень индивидуален. Дайте свою обратную связь по наблюдениям и записям, чтобы обсудить главные цели терапевтической работы. Ответьте на интересующие вопросы, если они имеются.
Звонок таймера. Сеанс окончен. Поблагодарите клиента за доверие и проделанную работу. Попрощайтесь, обратившись по имени в той форме, которой человек представился в самом начале.
Поздравляем! Первая консультация завершена. Если вы чувствуете, что все прошло хорошо, то самое страшное уже позади. Запишите оставшиеся наблюдения в свой блокнот, чтобы освежить память перед следующим сеансом. Обязательно отдохните и уделите время себе. Прежде чем приглашать нового клиента, нужно абстрагироваться и освободить свой разум.
➥ Уделите 10–15 минут чашке любимого кофе, классической музыке или свежему воздуху. Кроме этого, не забывайте заботиться о собственном психологическом здоровье и посещать специалиста. Удачной вам практики!