Школьные отношения порой напоминают перетягивание каната, где учитель находится по одну сторону, а ученики с их родителями — по другую. Как педагогу избежать конфликтных ситуаций и суметь погасить инцидент до его возникновения и как поступить, если конфликта избежать не удалось, — поговорим об этом в статье.
Причины возникновения конфликтов между учителями и родителями
Чем могут быть недовольны родители:
- стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;
- взаимодействием по организации домашней работы: «слишком много задаете, на уроке ничего не объясняете, приходится делать работу вместе с ребенком или вместо него»;
- заниженными оценками: «двойки только по вашему предмету, вы портите ребенку успеваемость, Насте вы за стихотворение поставили пять, а моему тройку»;
- завышенными требованиями к подготовке ребенка;
- общим отношением учителя к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого».
В основе конфликтов учителей и родителей — неудовлетворенность последних обучением и воспитанием детей и отношением учителя к ребенку.
И все же гораздо хуже конфликтных родителей равнодушные мамы и папы. Недовольство родителей означает — им не все равно, что происходит с их детьми. А вот достучаться до безразличных часто невозможно.
Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.
Как распознать конфликт
К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:
- проявление агрессии к учителям и другим родителям;
- истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;
- постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;
- навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;
- завышенное мнение о способностях своего ребенка;
- отсутствие внимания к ребенку;
- перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.
Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:
- игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;
- использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;
- отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
- некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;
- пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;
- попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.
Если какой-то из перечисленных пунктов касается вас, возможно, претензии родителей имеют под собой основания.
Действия педагога для предупреждения конфликтных ситуаций
Зная причины недовольства, можно своевременно распознать зарождающийся конфликт учителя и родителя ученика и не допустить инцидента. Необходимо чутко реагировать на изменение атмосферы в классе, потому что именно от своих детей родители узнают о том, что творится в школе. Вероятность конфликта с родителем снижается, если учитель:
- проявляет уважение к личности ученика и его мнению, даже если оно противоречит его собственному;
- не использует авторитарные методы воспитания («потому что я так сказал»), а объясняет свою точку зрения;
- владеет методиками снижения внутреннего напряжения.
В общении с родителями:
- не заостряйте внимания на эмоциональном состоянии противоположной стороны;
- не обвиняйте родителей в плохом воспитании детей, не критикуйте их, особенно в присутствии детей и других родителей;
- не возлагайте всю ответственность за воспитание детей только на них;
- разговаривайте не свысока, а на равных;
- включайте их в жизнь класса;
- постарайтесь заглушить свои эмоции и ориентироваться на решение проблемы.
Ответы на претензии родителей
В случае конфликта с родителями педагогу следует сохранять самообладание, не усугублять противостояние и постараться сделать недовольного родителя своим союзником. Помните, что в конечном счете цель у вас одна, и лучше идти к ней сообща.
Рассмотрим несколько примеров, как правильно реагировать на претензии родителей и построить конструктивный диалог для решения проблемы. Не противопоставляйте себя родителям, а призывайте их к сотрудничеству.
Пример 1
Родитель: «Вы слишком быстро говорите, Даня ничего не понимает. Только по вашему предмету он по два-три часа тратит на домашние задания. Вы должны дополнительно с ним заниматься после уроков!»
Неконструктивный ответ: «Все успевают, а он нет? Да ваш Даня просто ленится. Отвлекаться на разговоры он успевает. Может, вам стоит нанять репетитора?».
Ошибка учителя: идти в контрнаступление и перекладывать всю ответственность на родителей.
Конструктивный ответ: «К сожалению, задавать меньше заданий я не могу, если он не поймет этой темы, дальше ему будет еще труднее. Я постараюсь уделять Дане больше внимания на уроках. Пусть он подходит ко мне, если чего-то не понимает».
Покажите, что вы готовы пойти навстречу.
Пример 2
Родитель: «Почему вы редко спрашиваете Ксюшу? Она весь вечер учила стихотворение и очень расстроилась, что ее не спросили».
Неконструктивный ответ: «У меня в классе 30 учеников! Я физически не могу спросить каждого».
Ошибка учителя: показать, что ему безразличны чувства и желания ученика.
Конструктивный ответ: «Представляете, дети такие молодцы, вчера на уроке все были готовы отвечать! Пусть Ксюша не расстраивается, я спрошу ее на следующем уроке. Мне важно послушать каждого».
Покажите, что вы цените усилия учеников и гордитесь своим классом.
Если родители пишут жалобы на педагога
Даже если вы будете максимально корректны в своих словах и действиях, возможно, найдутся родители, которые напишут на вас жалобу директору, в отдел образования или прямо в министерство. Как правильно реагировать на незаслуженные обвинения?
Не оправдывайтесь перед родителями и тем более не выливайте свои обиды на учеников. Самый правильный выход — обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (на это вы имеете право согласно п. 12 ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Комиссия должна провести расследование и объявить результаты. В ходе расследования достойно объясняйте свое поведение.
Умение решать конфликты — навык, который пригодится вам не только в профессиональной деятельности. Обратите внимание на программу повышения квалификации в АНО «НИИДПО»: «Школьный медиатор. Технологии создания безопасного образовательного пространства». Здесь вы научитесь создавать благоприятный психологический климат в классе и преодолевать конфликты родителей и учителей.
В АНО «НИИДПО» организовано дистанционное* обучение, вы можете поступить на курсы в любое удобное время и без выезда в институт. Все теоретические и практические материалы вы получите через интернет, сможете общаться с преподавателями на форуме. А после успешной сдачи итогового тестирования получите удостоверение о повышении квалификации — лично или почтовой службой.
Желаем вам получать удовлетворение от работы и общения с родителями!
Подробнее:
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.