Конфликт может выявлять разные точки зрения и побуждать к принятию обоснованных решений — тогда его называют конструктивным. Среди школьников в силу особенностей их возраста и психологии чаще распространены конфликты деструктивные.
Как учитель может распознать зарождающийся конфликт между учениками, на каком этапе ему следует вмешаться и как себя вести, чтобы использовать ситуацию в воспитательных целях?
Причины школьных конфликтов
Конфликты «ученик — ученик» заметно отличаются от конфликтов между взрослыми людьми, также различаются конфликты учеников младшей, средней и старшей ступеней. Считается, что в младшей школе конфликты чаще всего безобидны и быстро забываются: мальчик дернул девочку за косичку, девочка обозвала одноклассницу. Однако и здесь столкновение может перерасти в длительную вражду.
В средней школе на первый план выходит борьба за лидерство. В ней могут участвовать как отдельные личности, так и группировки.
Причины конфликтов между учениками:
- оскорбления, зависть, сплетни;
- отсутствие взаимопонимания;
- социальное неравенство;
- противопоставление одного ученика коллективу;
- желание выделиться;
- борьба за внимание мальчика или девочки.
Специфика ученических конфликтов
Мир для школьников, особенно подростков, черно-белый, они не признают полутонов. И потому конфликты учеников в школе протекают бурно, с громким выяснением отношений.
Школьная вражда продолжительна, отличается особой жестокостью и агрессивностью к оппонентам. Стороны не только не пытаются понять друг друга, но наоборот, усугубляют конфликт, демонстрируя неуважение и презрение, стараясь сделать существование противника невыносимым.
Конфликт — один из способов проявления социализации у школьников. В ходе конфликтов ребенок или подросток осознает, как нельзя поступать по отношению к одноклассникам или взрослым, и как следует себя вести. Поэтому совсем без конфликтов в школе обойтись нельзя.
Опыт взаимодействия у детей еще совсем небольшой, и чаще всего они копируют стиль поведения окружающих, который не всегда бывает положительным. Педагог не может изменить окружение, но он может оказать посильное влияние на воспитание взаимоуважения, умения находить компромиссы и понимать друг друга. Важно вовремя уловить момент, когда просто спор превращается в серьезное противостояние.
Из чего состоит конфликт и как он возникает
На возникновение конфликта большое влияние оказывают конфликтогены — слова, действия или бездействие, которые приводят к столкновению сторон. Человек, на которого направлен конфликтоген, старается ответить еще более сильным конфликтогеном — в этом и состоит главная опасность.
Конфликт состоит из конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация — это противоречия, в которых кроется настоящая причина конфликта, а инцидент — стечение обстоятельств, повод для конфликта. Окружающие обычно становятся свидетелями инцидента, а истинные причины конфликта, как правило, скрыты и известны только его участникам.
Для разрешения конфликта между учениками мало исчерпать инцидент или подавить его — необходимо урегулировать конфликтную ситуацию, а это намного сложнее.
Рассмотрим пример. Настя привыкла пользоваться вниманием одноклассников. Особенно ей нравился Кирилл. В классе появилась новая девочка Маша, и Кирилл стал оказывать ей знаки внимания. Настя подкараулила Машу после уроков и велела ей прекратить общение с Кириллом, угрожая расправой в случае непослушания.
Угрозы Насти — это инцидент, а конфликтная ситуация — ревность девочки. Даже если заставить Настю извиниться перед Машей, причина конфликта и сама ситуация от этого не изменятся и в дальнейшем отношения девочек еще сильнее испортятся. Для решения конфликта между учениками следует поработать с обеими сторонами.
Как учитель может распознать конфликт
Конфликт в школе не всегда происходит публично, а его участники не спешат поделиться своими проблемами со взрослыми. Важно, чтобы учитель мог распознать наличие конфликта по косвенным признакам, например:
- вы почему-то не хотите идти на урок в этом классе, вам некомфортно находиться в нем;
- часто повисает неловкая пауза;
- у вас появляется ощущение, что ученики стараются что-то от вас скрыть.
Особенно внимательными надо быть в следующих ситуациях, так как они с большой вероятностью приводят к конфликтам.
- Новичок в классе. Если это класс со своими сложившимися отношениями и ролями, то новеньких принимают настороженно. Даже если новичок старается вписаться в коллектив и принять его правила, столкновение интересов неизбежно.
- Неадекватное поведение одного ученика. Если кто-то мешает во время уроков, не реагирует на замечания, одноклассники могут объединиться против него.
- Ребенок, отличающийся от других. Это может быть внешнее отличие, поведение (демонстративное поведение или, наоборот, скрытность, медлительность или агрессия), отношение к учебе (отличник-всезнайка или закоренелый двоечник). С большой вероятностью он рискует стать изгоем.
Способы решения конфликтов в школе
В первую очередь сами будьте примером для учеников, образцом уважительного и справедливого отношения к окружающим, в том числе к детям. Ваш стиль взаимодействия и педагогическая тактика (особенно если вы классный руководитель) влияют на формирование межличностных отношений в классе.
Обнаружив конфликт, постарайтесь понять, насколько далеко зашло противостояние. Пока дело не дошло до драки, стоит дать ученикам возможность решить проблему самостоятельно.
Видите, что отношения зашли в тупик — не спешите жестко вмешиваться в спор. Просто дайте совет, как лучше поступить, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Вовлекайте обе стороны в совместную работу. Постарайтесь наладить между ними диалог. Не кричите, не обвиняйте, не давите. Помните, что конфликты «ученик — ученик», как правило, возникают по вине обеих сторон. Подтолкните детей к конструктивному обсуждению и поиску компромиссов. Научите их слушать друг друга и ставить себя на место противника.
Если проблему решить не удается, не замалчивайте неблагоприятную ситуацию. Привлекайте классного руководителя, завуча или директора, родителей, психолога.
Понимаете, что вам не хватает знаний о детской психологии или хотите узнать больше о социализации детей и подростков? А может быть, желаете получить новую специальность и помогать детям решать конфликты профессионально? Записывайтесь на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО».
Где бы вы ни находились, вы можете пройти курсы повышения квалификации или получить новую профессию в АНО «НИИДПО». Занятия проходят на специальной интернет-платформе. Онлайн-вебинары, записи лекций и практические задания помогут вам получить всестороннюю подготовку. А успешно сдавшим итоговое тестирование выдается диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.
Подробнее о программе:
Разрешение конфликтов — полезный навык, который не раз пригодится вашим ученикам в жизни. Научите их это делать, а мы всегда готовы вам помочь.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.