Роль современного педагога в процессе обучения становится все более многогранной и разнообразной – в зависимости от текущих задач он должен быть проводником знаний, психологом, наставником, защитником, организатором.
Какие функции выполняет школьный педагог?
В должностные обязанности современного учителя входят самые разные функции, напрямую и косвенно связанные с процессом обучения и воспитания детей, работой образовательной организации. Вот только основные из них:
- формирование у детей знаний, навыков и умений по предметам школьной программы, расширение их кругозора во время занятий, внеурочных мероприятий;
- обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья школьников;
- обеспечение и защита прав ребенка;
- организация образовательной деятельности детей, в том числе правильный выбор методов обучения для достижения образовательных результатов;
- создание педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей;
- педагогическое просвещение родителей, организация взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей;
- консультирование учеников для поиска путей решения учебных и внеучебных проблем;
- раскрытие потенциальных творческих возможностей и способностей учеников;
- педагогическое сопровождение детей и т. д.
Таким образом, роль педагога в современной школе не ограничивается только преподаванием математики, физики или русского языка. Учитель в зависимости от текущих задач может быть и психологом, и воспитателем, и модератором, и тьютором, и менеджером.
Мастерство современного учителя – в чем оно?
Итак, мы поняли, что мастерство педагога не состоит лишь в отличном знании своего предмета. По-настоящему профессиональный учитель должен быть:
- Специалистом. Необходимо глубоко знать теоретические основы педагогики и психологии, владеть педагогическим мастерством, технологиями воспитания и обучения. Учитель должен уметь рационально организовать труд, быть терпеливым, сдержанным, эмоционально уравновешенным, требовательным, тактичным, справедливым, находчивым, общительным, умеющим слушать и слышать собеседника. Портрет профессионального педагога обязательно включает точность и быстроту реакции, ясную и уравновешенную речь, душевную щедрость, способность понимать детей и любовь к ним.
- Работником. Чтобы стать хорошим учителем, нужны профильное образование, способности к творчеству, широкий кругозор. Важно умение ставить цели и достигать их, грамотно распределять свое время, готовность систематически и планомерно повышать квалификацию. Разумный оптимизм в характере учителя должен находиться в балансе со здоровым скепсисом.
- Личностью. Педагог должен обладать высокими моральными качествами, участвовать в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию. Хорошему специалисту, который хочет найти себя в образовании, заручиться любовью и признанием учеников, родителей, коллег, должны быть присущи гуманизм, духовность, открытость, потребность в общении, нравственность, способность критически относится к своим действиям.
Учитель или воспитатель – что первично?
По ФГОС, воспитание и обучение – равноценные задачи современной школы. Поэтому роль педагога не должна заключаться только в преподавании своего предмета или в формировании личности детей. Он должен не просто организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия (классные часы, волонтерскую деятельность и т. д.), но и уметь грамотно встраивать воспитательные моменты в программу обучения. Причем это нужно делать даже на уроках естественнонаучного цикла, например, знакомя детей с фактами биографии ученых-физиков или затевая с ними дискуссии о моральных аспектах биологических экспериментов.
Какие вызовы ставит перед учителем современное общество?
Многогранность роли школьного педагога в работе с детьми осложняется и спецификой современной жизни, например:
- Проблемами социализации детей из-за повсеместной компьютеризации. Школьникам все сложнее взаимодействовать с реальным миром, выстраивать отношения с людьми и коллективом. Поэтому растет роль учителя как наставника и психолога, который помогает детям понять себя и окружающих.
- Новыми приоритетами образования. Если раньше школа старалась дать ученикам как можно больше информации, то сегодня необходимость в этом отпала, ведь дети с ранних лет отлично ориентируются в интернете. Поэтому на первый план выходит умение правильно искать информацию, работать с ней, отделять главное от второстепенного, владеть современными средствами обучения.
- Индивидуализацией образования. Сегодня педагоги должны рассматривать каждого ученика как самостоятельную личность. При составлении и адаптации образовательных программ, проведении занятий, оценке знаний и на других этапах учебного процесса и внеучебного взаимодействия с детьми нужно учитывать индивидуальные особенности возраста учеников, характера, здоровья. В то же время нельзя забывать и о специфике всего поколения современных школьников. Эпоха информатизации сформировала у детей так называемое «клиповое мышление» – поверхностное понимание сущности предметов, явлений. Хороший педагог должен учить своих подопечных глубже вникать в учебный материал и окружающую действительность, расширять их кругозор.
- Новыми условиями работы. Все большую роль в образовательном процессе играют информационно-коммуникативные средства, дистанционные формы обучения. Поэтому педагогу нужно хорошо владеть компьютерными технологиями, уметь удерживать внимание детей без личного контакта.
Важность регулярного повышения квалификации педагога
Мы перечислили далеко не все вызовы, которые ставит перед школьными учителями современный мир. Каждый учебный год приносит в педагогическую деятельность что-то новое – меняются программы и стандарты, внедряются новые требования, да и сами дети становятся другими. Чтобы всегда быть в курсе всех нововведений, не использовать устаревшие модели обучения и воспитания, учителю нужно заниматься самообразованием и регулярно проходить курсы повышения квалификации по актуальным темам. Тем более, сегодня это можно сделать в удобном дистанционном* формате.
► Предлагаем прямо сейчас выбрать подходящую программу и записаться на онлайн-обучение.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.