Эмоции появляются у человека с самого рождения. Дети плачут, когда их что-то беспокоит, злятся, если их желания не выполняют, тревожатся, когда мамы нет рядом.
Спектр эмоций стремительно развивается с возрастом. Приблизительно к 5 годам ребенок уже может испытывать не только разные вариации радости, гнева или страха, но также стыд, смущение, гордость за себя. Социальные эмоции появляются под влиянием общества.
В 6–7 лет активно развивается волевая сфера. Ребенок способен приложить усилия, чтобы просидеть целый урок и почти не отвлекаться. Поэтому именно в этом возрасте дети идут в школу, а их ведущая деятельность сменяется с игровой на учебную.
Но что происходит, когда эмоционально-волевая сфера не развивается как положено? Узнайте в нашей статье.
Содержание статьи:
- Виды эмоционально-волевых нарушений
- Причины нарушений эмоционально-волевой сферы
- Проявления расстройств эмоционально-волевой сферы
- Диагностика нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы
- Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
- Где узнать больше о расстройствах эмоционально-волевой сферы и научиться работать с ними
Виды эмоционально-волевых нарушений
Эмоциональные нарушения характерны для:
- тревожных расстройств;
- расстройств аутистического спектра (РАС);
- депрессии;
- биполярного аффективного расстройства (БАР);
- расстройств адаптации.
К наиболее частым нарушениям волевой сферы относится:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- расстройство исполнительных функций;
- девиантное поведение.
- При тревожных расстройствах ребенок или взрослый испытывает сильное ощущение страха или беспокойства, может быть чрезмерно раздражительным, быстро устает. Нередки проблемы со сном и аппетитом. Возможны проявления симптомов, которые не связаны с физиологическими причинами, — например, головная боль, тошнота, головокружение.
- Люди с РАС имеют повышенную чувствительность, тяжело усваивают новую информацию, многое воспринимают буквально. Людям с РАС тяжело выстраивать отношения с окружающими, понимать их эмоции и мотивы.
- Депрессия у детей и взрослых характеризуется длительными периодами подавленного настроения, потерей интереса к ранее любимым занятиям, снижением работоспособности. Возможны нарушения аппетита и сна.

- Для биполярного расстройства характерны экстремальные перепады настроения от одного полюса к другому. В стадии мании люди с БАР делают спонтанные необдуманные поступки, находятся в состоянии эйфории, могут подолгу не спать. Мания неизбежно сменяется стадией депрессии, при которой человек испытывает чувство опустошенности, раздраженности, может винить себя за всё проделанное, замыкается, впадает в уныние.
- При расстройствах адаптации люди испытывают повышенную тревогу из-за необходимости привыкать к новым условиям жизни. Симптомы могут быть схожи с тревожными расстройствами.
- СДВГ характеризуется импульсивностью, резкими перепадами настроения, сложностями концентрации внимания, неорганизованностью. Человек с энтузиазмом берется за задание, но очень быстро бросает его. Легко отвлекается на внешние раздражители, с трудом концентрируется.
- Расстройство исполнительных функций может встречаться как у детей, так и у взрослых. Людям с таким нарушением тяжело планировать, выполнять задания в намеченные сроки, запоминать новую информацию. Они имеют проблемы с концентрацией внимания, многозадачностью и адаптивностью.
Причины нарушений эмоционально-волевой сферы
Факторы возникновения расстройств могут быть внутренними и внешними.
К внутренним причинам относятся:
- травмы и осложнения во время беременности и родов;
- генетические заболевания;
- аномалии строения и особенности функционирования мозга.
Внешние факторы часто связаны с семьей, социумом, неблагоприятными ситуациями. Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей могут вызывать:
- авторитарный или, наоборот, гиперопекающий стиль воспитания в семье;
- педагогическая запущенность;
- зависимости и психические расстройства у родителей;
- физическое и эмоциональное насилие;
- психотравмы и хронический стресс.
Проявления расстройств эмоционально-волевой сферы
Отклонения выражаются по-разному, в зависимости от возраста, причин их появления и личных особенностей человека.
- У дошкольников нарушения эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде снижения активности в играх и общении со сверстниками, физической агрессии по отношению к другим или себе, выраженной тревожности.
- Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей более старшего возраста и подростков характеризуются социофобией, низкой самооценкой, трудностями в общении с окружающими.
- Взрослые с нарушениями эмоционально-волевой сферы зачастую апатичны или чрезмерно активны. У таких людей с трудом получается выстраивать социальные связи.
Диагностика нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы
Чтобы выявить расстройства, нужно обратиться к психиатру, психологу или неврологу. Для диагностики используют игровые методы — к примеру, рисунки или цветовые тесты. Также специалист беседует с родителями и проводит собственное наблюдение за ребенком.
В работе со взрослыми эксперт может опираться на информацию от самого пациента или его близких. Он проводит клиническую беседу и отслеживает реакции человека, дает различные задания, использует опросники и т. д.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
В программу помощи могут входить:
- Медикаментозная терапия. Она может понадобиться людям с депрессивным и тревожным расстройством, а также с поражениями мозга. Врач назначает антидепрессанты, психостимуляторы, нейролептики, сосудистые препараты и другие средства.
- Психотерапия. Детям и взрослым нередко требуется индивидуальная или групповая работа со специалистом. Сеансы эффективны при нарушениях, связанных с психопатическими и невротическими состояниями.

Где узнать больше о расстройствах эмоционально-волевой сферы и научиться работать с ними
Будущим профессионалам, которые планируют специализироваться на коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения, будет полезна программа профессиональной переподготовки для педагогов-дефектологов.
За 5,5 месяцев вы узнаете, как выстраивать коррекционную работу с детьми с особыми возможностями здоровья, в том числе с РАС и СДВГ.
Программа включает 11 дисциплин, более 30 практических заданий, подборки полезных материалов от экспертов.
После обучения вы получите диплом о профпереподготовке и квалификацию педагога-дефектолога.