Читайте также:
Дисграфия: симптомы, причины, диагностика и коррекцияПроблемы в освоении письменной речи распространены по всему миру: по статистике, у 1 из 59 детей есть какое-либо расстройство, связанное с обучением. Два самых часто встречающихся нарушения — дислексия и дисграфия. В материале разберем причины появления и формы дислексии и дисграфии, а также расскажем о технологиях преодоления этих расстройств.
Содержание статьи:
- Что это
 - Симптомы дисграфии и дислексии
 - Причины дисграфии и дислексии
 - Как выявить эти нарушения
 - Коррекция дисграфии и дислексии
 - Как разобраться в особенностях этих расстройств
 

Что это
Дисграфия и дислексия — это специфические нарушения способности к овладению навыками чтения (дислексия) и письма (дисграфия), не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка. Эти стойкие нарушения могут возникать одновременно и не являются следствием плохой успеваемости или лени школьника.
Симптомы дисграфии и дислексии
Расстройства проявляются в стойких, повторяющихся ошибках.
Так, при дисграфии ребенок:
- Нарушает структуру слова, заменяет слоги или буквы схожими по звучанию: «тапля» вместо «цапля», пропускает буквы: «тубка» вместо «трубка».
 - Искажает звуко-слоговую структуру слова. Не дописывает или пишет лишние буквы, переставляет их местами. : «ддом» вместо «дом», «амшина» вместо «машина».
 - Заменяет буквы по оптическому сходству: «делка» вместо «белка», «шенок» вместо «щенок».
 - Нарушает структуру предложения, пропускает слова, слитно пишет предлоги или даже все слова: «подокном» вместо «под окном», «на дворедетииграют» вместо «на дворе дети играют».
 - Не может согласовывать слова и грамотно определять падежные окончания: «магазины купил молоко» вместо «в магазине купил молоко»; неправильно определяет конец предложения, не ставит точки и знаки препинания.
 - Очень долго по сравнению со сверстниками пишет диктанты, не ставит точки и знаки препинания, неправильно определяет конец предложения.
 
Ребенок с дислексией сталкивается со следующими трудностями:
- Ребенок выбирает послоговый или даже побуквенный способ чтения без перехода на чтение целыми словами.
 - Замедленное и неплавное чтение: ребенку сложно читать слова по слогам, он запинается, пропускает и заменяет буквы, переставляет их местами, добавляет лишние, искажает слова.
 - Характерная ошибка — это чтение «по догадке», когда ребенок не дочитывает слово до конца и придумывает его окончание.
 - Непонимание прочитанного: ребенок с трудом отвечает на вопросы по тексту, испытывает значительные трудности при пересказе.
 
Причины дисграфии и дислексии
- Нарушения работы головного мозга: у детей с дислексией и дисграфией наблюдаются особенности работы тех отделов головного мозга, которые отвечают за восприятие, обработку и перевод устной речи в письменную.
 - Генетическая предрасположенность: если у близких родственников подобные нарушения, то есть риск развития дислексии и дисграфии у ребенка.
 - Неблагоприятные факторы в период беременности и родов: инфекции, токсикозы, кислородное голодание плода могут влиять на патологическое развитие головного мозга ребенка и повышать риск появления нарушений речи, в том числе и письменной.
 
Как выявить эти нарушения
Диагностика дисграфии и дислексии начинается с посещения невролога и педиатра: эти специалисты исключают другие заболевания и нарушения, влияющие на способность ребенка читать и писать.
Далее учитель-логопед проводит ряд тестов, чтобы выявить особенности устной и письменной речи ребенка.
При необходимости нейропсихолог оценивает работу различных отделов головного мозга, которые участвуют в процессе письма и чтения.
Не обойтись и без педагогической диагностики: учитель анализирует письменные работы ребенка, чтобы выявить характерные ошибки.
Коррекция дисграфии и дислексии
Исправлением дислексии и дисграфии занимается в основном логопед-дефектолог. Специалист:
- работает над развитием фонематического слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственных представлений ребенка;
 - использует специальные упражнения для развития высших психических функций, которые участвуют в процессе чтения и письма;
 - учит ребенка запоминать и различать буквы, правильно читать и писать, развивает его словарный запас, формирует навыки связной речи.
 
При своевременной и комплексной помощи логопеда ребенок может научиться читать и писать правильно, а также добиться успехов в учебе.
Как разобраться в особенностях этих расстройств
В НИИДПО есть несколько программ, которые помогут вам понять механизмы возникновения нарушений устной и письменной речи, а также способы их устранения. Есть как краткосрочный формат обучения (программа повышения квалификации сроком 1 месяц), так и программа профессиональной переподготовки, которая длится 11 месяцев.
После окончания обучения вы получите либо свидетельство о повышении квалификации, либо диплом о профпереподготовке московского института с государственной лицензией.
Чтобы узнать о программах больше и получить консультацию специалистов, оставляйте заявку по ссылкам ниже:
Что это
Дисграфия и дислексия — это специфические нарушения способности к овладению навыками чтения (дислексия) и письма (дисграфия), не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка. Эти стойкие нарушения могут возникать одновременно и не являются следствием плохой успеваемости или лени школьника.
Симптомы дисграфии и дислексии
Расстройства проявляются в стойких, повторяющихся ошибках.
Так, при дисграфии ребенок:
- Нарушает структуру слова, заменяет слоги или буквы схожими по звучанию: «тапля» вместо «цапля», пропускает буквы: «тубка» вместо «трубка».
 - Искажает звуко-слоговую структуру слова. Не дописывает или пишет лишние буквы, переставляет их местами. : «ддом» вместо «дом», «амшина» вместо «машина».
 - Заменяет буквы по оптическому сходству: «делка» вместо «белка», «шенок» вместо «щенок».
 - Нарушает структуру предложения, пропускает слова, слитно пишет предлоги или даже все слова: «подокном» вместо «под окном», «на дворедетииграют» вместо «на дворе дети играют».
 - Не может согласовывать слова и грамотно определять падежные окончания: «магазины купил молоко» вместо «в магазине купил молоко»; неправильно определяет конец предложения, не ставит точки и знаки препинания.
 - Очень долго по сравнению со сверстниками пишет диктанты, не ставит точки и знаки препинания, неправильно определяет конец предложения.
 
Ребенок с дислексией сталкивается со следующими трудностями:
- Ребенок выбирает послоговый или даже побуквенный способ чтения без перехода на чтение целыми словами.
 - Замедленное и неплавное чтение: ребенку сложно читать слова по слогам, он запинается, пропускает и заменяет буквы, переставляет их местами, добавляет лишние, искажает слова.
 - Характерная ошибка — это чтение «по догадке», когда ребенок не дочитывает слово до конца и придумывает его окончание.
 - Непонимание прочитанного: ребенок с трудом отвечает на вопросы по тексту, испытывает значительные трудности при пересказе.
 
Причины дисграфии и дислексии
- Нарушения работы головного мозга: у детей с дислексией и дисграфией наблюдаются особенности работы тех отделов головного мозга, которые отвечают за восприятие, обработку и перевод устной речи в письменную.
 - Генетическая предрасположенность: если у близких родственников подобные нарушения, то есть риск развития дислексии и дисграфии у ребенка.
 - Неблагоприятные факторы в период беременности и родов: инфекции, токсикозы, кислородное голодание плода могут влиять на патологическое развитие головного мозга ребенка и повышать риск появления нарушений речи, в том числе и письменной.
 
Как выявить эти нарушения
Диагностика дисграфии и дислексии начинается с посещения невролога и педиатра: эти специалисты исключают другие заболевания и нарушения, влияющие на способность ребенка читать и писать.
Далее учитель-логопед проводит ряд тестов, чтобы выявить особенности устной и письменной речи ребенка.
При необходимости нейропсихолог оценивает работу различных отделов головного мозга, которые участвуют в процессе письма и чтения.
Не обойтись и без педагогической диагностики: учитель анализирует письменные работы ребенка, чтобы выявить характерные ошибки.
Коррекция дисграфии и дислексии
Исправлением дислексии и дисграфии занимается в основном логопед-дефектолог. Специалист:
- работает над развитием фонематического слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственных представлений ребенка;
 - использует специальные упражнения для развития высших психических функций, которые участвуют в процессе чтения и письма;
 - учит ребенка запоминать и различать буквы, правильно читать и писать, развивает его словарный запас, формирует навыки связной речи.
 
При своевременной и комплексной помощи логопеда ребенок может научиться читать и писать правильно, а также добиться успехов в учебе.
Как разобраться в особенностях этих расстройств
В НИИДПО есть несколько программ, которые помогут вам понять механизмы возникновения нарушений устной и письменной речи, а также способы их устранения. Есть как краткосрочный формат обучения (программа повышения квалификации сроком 1 месяц), так и программа профессиональной переподготовки, которая длится 11 месяцев.
После окончания обучения вы получите либо свидетельство о повышении квалификации, либо диплом о профпереподготовке московского института с государственной лицензией.
Чтобы узнать о программах больше и получить консультацию специалистов, оставляйте заявку по ссылкам ниже:
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных
 
 
 
						


