Дед Мороз одобряет!

Скидки до -85%

00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Дисграфия: симптомы, причины, диагностика и коррекция

В обществе принято, что грамотная речь – показатель образованности человека и его интеллектуальных способностей в целом. Но не во всех случаях это уместный критерий при оценивании личности, так как существует такая вещь, как дисграфия.

Дисграфия: симптомы, причины, диагностика и коррекция

Оценка интеллекта и образованности человека исключительно на основе его грамотности может быть несправедливой и ошибочной. Грамотность - это важный навык, который обычно свидетельствует о способности человека эффективно общаться и передавать свои мысли, но она не является единственным показателем интеллекта или образования.Однако для построения качественной и эффективной коммуникации человеку необходимо уметь правильно строить свою речь как в вербальном аспекте, так и на письме.

Одним из нарушений письменной речи является дисграфия.

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, обусловленное недостаточной сформированностью или распадом некоторых психических функций, участвующих в построении письменной речи человека. Данное расстройство проявляется однотипными повторяющимися ошибками в письме.

Чаще всего расстройство выявляется в детском возрасте, так как ребенок находится на стадии формирования (как биологически, так и социально).

Симптомы

Ученые рассматривают дисграфию как нарушение слухового восприятия. То есть человек пишет слова так, как их слышит и произносит.

Симптомы дисграфии могут различаться в зависимости от степени и характера расстройства, но некоторые общие симптомы могут включать в себя следующее:

  1. Ошибки в написании слов:

- Замена букв или звуков в словах. Например, "молоко" может быть написано как "молеко."

- Пропуск букв или звуков в словах.Например, "книга" может быть написана как "кига."

- Добавление лишних букв или звуков в словах. Например, "банан" может быть написан как "банана."

- Неправильное порядке букв или звуков в словах.Например, "солнце" может быть написано как "слоцне."

  1. Плохая орфография: частые орфографические ошибки, такие как неправильное написание слов. Например, "болшой" вместо "большой"; "серьозно" вместо "серьезно; ошибки в использовании точек, запятых, вопросительных и восклицательных знаков и других знаков препинания.
  2. Затруднения в написании рукописных букв: несоответствие между буквами на бумаге и звуками, которые они представляют. Например, ребенок может написать "рот" как "тро" или "балон" как "лабно."
  3. Проблемы с пунктуацией и грамматикой: затруднения с использованием правильной пунктуации и грамматики при написании текста. Например, ребенок может часто ставить запятые неправильно или опускать их там, где они нужны; могут возникать ошибки в согласовании времен, числа, падежей.
  4. Низкая скорость письма: долгое время на написание текста из-за постоянных ошибок и неуверенности в написании.
  5. Стресс и тревожность при написании: люди с дисграфией могут испытывать тревожность и стресс при попытках писать, особенно в ситуациях, требующих официального или формального письма.

У большинства людей с дисграфией наблюдаются исключительные способности к рисованию. Художественное восприятие реальности, при его доминировании, влияет на письмо. Например, человек при написании переворачивает некоторые буквы, “зеркалит” их. Ярче всего это представлено буквами «С», «З», «Г», «Я».

При отсутствии коррекции расстройства, могут возникнуть проблемы с общением и усваиванием информации.

Причины

Основная проблема состоит в нарушении психических процессов. Причины патологии могут быть связаны с осложнением расстройств, затрагивающих центральную нервную систему (ЦНС). 

У взрослых чаще всего наблюдаются следующие причины:

  • черепно-мозговые травмы (механическое повреждение, сотрясение головного мозга);
  • менингит (инфекционное воспаление головного и спинного мозга);
  • вирусные, бактериальные и грибковые инфекции;
  • энцефалит (воспаление паренхимы головного мозга);
  • инсульт.

У детей, помимо биологических (нарушения внутриутробного развития), большую роль играют и социальные причины:

  • синдром дефицита внимания;
  • синдром госпитализма (нарушения, развивающиеся на фоне длительного пребывания вдали от семьи и дома);
  • билингвизм (использование разных языков при общении внутри семьи);
  • педагогическая запущенность.

Диагностика

Подобными нарушениями занимается логопедия (наука, которая выявляет недостатки речи и устраняет их). То есть для диагностики дисграфии один из важнейших этапов – посещение логопеда. Но, помимо этого, также важна консультация других специалистов для составления корректного анамнеза. К таким специалистам относят:

  • психолога;
  • невролога;
  • офтальмолога;
  • ЛОРа.

После получения симптоматики от всех перечисленных экспертов логопед устанавливает причины развития дисграфии. Диагностика всегда занимает определенное время и является поэтапным процессом, при котором идет оценка общего состояния ЦНС, органов слуха, речевых и письменных способностей.

Например, во время диагностики проводится ряд тестовых заданий: письмо под диктовку, переписывание печатного текста, рисунок, описание сюжета по картине, чтение вслух и т. д. На основе этих данных составляется протокол, содержание логопедической работы.

➥ Специалисты рекомендуют родителям обращаться за консультацией как можно раньше (в дошкольном возрасте ребенка), чтобы предотвратить развитие дисграфии на самых ранних его стадиях. Это мера профилактики, касающаяся всех детей, направленная на то, чтобы исключить возникновение дисграфии в будущем.

Коррекция

Логопеды владеют специальными методиками, которые разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей ребенка в зависимости от его возраста и причин возникновения нарушений речи. У взрослого и ребенка эти методики будут различаться, но есть и те упражнения, которые полезны всем возрастным категориям.

В процессе коррекции речевого дефектаотклонения логопед восполняет те пробелы, которые важны для навыков письма, слуха и речи. Также во время логопедической работыприменяют задания для расширения словарного запаса, улучшения знаний по грамматике и пунктуации. Важное место уделяется риторике, тренировке интонационных особенностей.

Рекомендуются следующие коррекционно-логопедические упражнения:

  • речевые игры (разбор слов по слогам, выделение грамматических элементов слова);
  • чтение вслух с ускорением темпа;
  • чтение художественной литературы, в процессе чего написание слов “отпечатывается” в памяти;
  • письмо под диктовку;
  • выделение в тексте заданной буквы на скорость, например, выделение только буквы «а»;
  • упражнение с текстом, где есть пропущенные буквы, которые необходимо дописать.

Также существует вспомогательные терапевтические меры:

  • медикаментозные, включающие в себя прием витаминных комплексов, антидепрессантов, стимуляторов ЦНС и т. д.
  • физиологические (курс лечебного массажа, терапевтическая физкультура).

Продолжительность лечения зависит от степени тяжести дефекта и своевременности начала логопедической работы.

Устранения такой проблемы, как дисграфия, требует терпения, времени и совместных усилий логопеда, самого ребенка и его родителей. Участие родителей – неотъемлемая часть положительного результата. Занимаясь с детьми дома, взрослые могут помочь ускорить процессы коррекции дефекта, развивая у ребенка базовые навыки письма и речи. Нельзя перекладывать всю ответственность только лишь на плечи логопеда. Если пациент уже сформированная личность, важно поддерживать его эмоциональное состояние и помогать ему на пути к восстановлению.

Научитесь вести логопедическую работу со взрослыми и детьми с дисграфией на курсах в нашем институте. За несколько месяцев вы овладеете в полном объеме практическими навыками по диагностике и коррекции дисграфии, получите диплом московского института и сможете работать в медицинских организациях или вести частную практику.

Программа обучения по теме

Нарушения письма у младших школьников (дисграфия и дизорфография): выявление и технологии устранения
108 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
9 700 руб
5 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.