Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, влияющее на то, как человек взаимодействует с другими людьми и воспринимает мир вокруг. В статье расскажем про возможные причины аутизма, симптомы этого расстройства у детей и о том, как дефектолог может помочь ребенку с аутизмом.
Содержание статьи:
- Причины аутизма у ребенка
- Симптомы аутизма
- Классификация аутизма
- Как дефектологи работают с аутизмом
- Где выучиться на специалиста по работе с детьми с аутизмом
Причины аутизма у ребенка
Ученые знают об аутизме достаточно давно, но установить точные причины, из-за которых возникает это нарушение, пока не получилось. Результаты последних исследований говорят о том, что аутизм имеет генетическую природу.
В отношении других факторов (гены, среда) на сегодняшний день нет точных данных. Толкования их влияния на возникновение расстройств аутистического спектра рассматриваются на уровне гипотез.
- Генетические факторы
Существует ряд хорошо изученных генетических нарушений, которые могут привести к поведенческой манифестации РАС. Среди них — синдром ломкой X-хромосомы, туберозный склероз, синдром Ретта. У многих людей с этими заболеваниями есть диагноз «расстройство аутистического спектра» (но не у всех).
Данные исследований свидетельствуют о важной роли наследственного фактора в возникновении РАС. Распространенность расстройств аутистического спектра растет пропорционально степени родства: чем выше степень родства, тем выше риск, что у родственника человека с РАС также будет стоять диагноз из спектра.
- Средовые факторы
Наиболее значимым средовым фактором риска РАС считается возраст родителей при зачатии (предполагается, что чем старше родители, тем больше увеличивается риск рождения ребенка с аутизмом).
Другой важный фактор риска связан с беременностью и родами (например, недоношенность и тяжелые роды), а также с состоянием здоровья самого ребенка в перинатальном и неонатальном периодах.
- Генно-средовые факторы
Существуют средовые факторы риска, вызывающие мутации генов. Мутации вызывают изменения на клеточном уровне, которые приводят к возникновению расстройств аутистического спектра.
Возникновение мутаций связано с триггерами внешней среды, среди которых радиация, химические и биологические факторы (воздействие химических веществ, бактерий и вирусов).
Симптомы аутизма
Сами по себе приведенные ниже признаки не говорят о наличии у ребенка аутизма, но могут послужить сигналом, что ребенка необходимо проверить у специалиста:
- проблемы с коммуникацией и речевыми навыками;
- избегание зрительного контакта;
- отсутствие разнообразных интересов;
- стереотипные повторяющиеся движения;
- отсутствие реакции или гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.
Признаки аутизма в раннем возрасте:
- Ребенок в 6 месяцев почти не улыбается, не проявляет эмоции и не идет на зрительный контакт.
- Ребенок в 9 месяцев почти не улыбается, не издаёт звуков и почти не проявляет эмоции.
- Ребенок в 1 год почти или совсем не лепечет, не реагирует на обращения, не использует жесты и не проявляет интереса к предметам.
- Ребенок в 1,5 года не разговаривает.
- Ребенок в 2 года не может говорить простыми фразами, не повторяет за взрослыми, не общается во время игры и так далее.
Классификация аутизма
Наиболее известная классификация расстройств аутистического спектра в отечественной дефектологии — классификация О.С. Никольской.
В соответствии с ней, расстройства аутистического спектра разделяют на 4 группы.
- Дети первой группы практически не реагируют на обращение и не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Потребность в общении у детей значительно снижена. Для них характерно так называемое полевое поведение.
- Дети второй группы используют стереотипные формы поведения (в том числе речевого), стремятся к сохранению постоянства и порядка в окружающем.
Неопределенность и неожиданные изменения в порядке происходящего могут вызвать поведенческий срыв (активный негативизм, агрессия и самоагрессия).
У детей данной группы уже в раннем возрасте проявляются достаточно сложные и стереотипные формы аутостимуляции (раскачивания, прыжки, потряхивания руками).
- Для детей третьей группы характерна поглощенность собственными стереотипными узконаправленными интересами. Детям третьей группы крайне сложно выстраивать диалог, но они способны к сложным монологам (как правило, в сфере своих стереотипных интересов).
- Дети четвертой группы нуждаются в постоянной поддержке взрослого, для них характерна тормозимость и чрезмерная ранимость. В тревожащих ребенка ситуациях могут появляться двигательные и речевые стереотипии.
Как дефектологи работают с аутизмом
Работу с детьми с расстройствами аутистического спектра дефектологи проводят поэтапно и последовательно.
Содержание этапов работы определяется на основе результатов проведенной диагностики и учитывает особенности развития конкретного ребенка с РАС.
Первый этап — установление эмоционально-личностного контакта.
На этом этапе специалист устанавливает контакт с ребенком, чтобы тот привык к специалисту и проведению занятий.
Второй этап — выработка учебного стереотипа.
На этом этапе ребенка учат сидеть за столом.
Третий этап — установление зрительного контакта.
На этом этапе ребенка учат поддерживать зрительный контакт с партнерами по общению.
Четвертый этап — обучение пониманию речи и выполнению заданий.
На этом этапе ребенка учат выполнять простые действия “покажи”, “передай” и учат понимать названия простых предметов, которые часто встречаются в быту.
Пятый этап — развитие наглядно-действенного мышления.
Специалист помогает ребенку сформировать сенсорные представления — представления о внешней форме предметов: цвете, размере, положении в пространстве, вкусе и запахе.
Шестой этап — развитие наглядно-образного мышления.
На этом этапе ребенку дают уже более сложные задания, направленные на самостоятельное совершение мыслительных операций с опорой на наглядную основу (например, дорисовывание фигур и продолжение узоров).
Седьмой этап — развитие словесно-логического мышления.
На этом этапе у ребенка развивают владение словами и умение совершать логические действия: анализ, обобщение, выводы.
Где выучиться на специалиста по работе с детьми с аутизмом
Для того, чтобы быть специалистом по работе с детьми с аутизмом, нужно окончить университет, а после — пройти курсы профессиональной переподготовки, если высшее образование — непрофильное.
В НИИДПО вы можете переучиться на специалиста по работе с аутизмом на онлайн-курсах: