8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Аутизм — как поможет дефектолог

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, влияющее на то, как человек взаимодействует с другими людьми и воспринимает мир вокруг. В статье расскажем про возможные причины аутизма, симптомы этого расстройства у детей и о том, как дефектолог может помочь ребенку с аутизмом. 

Содержание статьи:

Аутизм — как поможет дефектолог

Причины аутизма у ребенка

Ученые знают об аутизме достаточно давно, но установить точные причины, из-за которых возникает это нарушение, пока не получилось. Результаты последних исследований говорят о том, что аутизм имеет генетическую природу. 

В отношении других факторов (гены, среда) на сегодняшний день нет точных данных. Толкования их влияния на возникновение расстройств аутистического спектра рассматриваются на уровне гипотез.

  • Генетические факторы 

Существует ряд хорошо изученных генетических нарушений, которые могут привести к поведенческой манифестации РАС. Среди них — синдром ломкой X-хромосомы, туберозный склероз, синдром Ретта. У многих людей с этими заболеваниями есть диагноз «расстройство аутистического спектра» (но не у всех).

Данные исследований свидетельствуют о важной роли наследственного фактора в возникновении РАС. Распространенность расстройств аутистического спектра растет пропорционально степени родства: чем выше степень родства, тем выше риск, что у родственника человека с РАС также будет стоять диагноз из спектра.

  • Средовые факторы

Наиболее значимым средовым фактором риска РАС считается возраст родителей при зачатии (предполагается, что чем старше родители, тем больше увеличивается риск рождения ребенка с аутизмом). 

Другой важный фактор риска связан с беременностью и родами (например, недоношенность и тяжелые роды), а также с состоянием здоровья самого ребенка в перинатальном и неонатальном периодах.

  • Генно-средовые факторы

Существуют средовые факторы риска, вызывающие мутации генов. Мутации вызывают изменения на клеточном уровне, которые приводят к возникновению расстройств аутистического спектра. 

Возникновение мутаций связано с триггерами внешней среды, среди которых радиация, химические и биологические факторы (воздействие химических веществ, бактерий и вирусов).

Симптомы аутизма

Сами по себе приведенные ниже признаки не говорят о наличии у ребенка аутизма, но могут послужить сигналом, что ребенка необходимо проверить у специалиста:

  • проблемы с коммуникацией и речевыми навыками;
  • избегание зрительного контакта;
  • отсутствие разнообразных интересов;
  • стереотипные повторяющиеся движения;
  • отсутствие реакции или гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.

Признаки аутизма в раннем возрасте:

  • Ребенок в 6 месяцев почти не улыбается, не проявляет эмоции и не идет на зрительный контакт.
  • Ребенок в 9 месяцев почти не улыбается, не издаёт звуков и почти не проявляет эмоции.
  • Ребенок в 1 год почти или совсем не лепечет, не реагирует на обращения, не использует жесты и не проявляет интереса к предметам.
  • Ребенок в 1,5 года не разговаривает.
  • Ребенок в 2 года не может говорить простыми фразами, не повторяет за взрослыми, не общается во время игры и так далее.

Классификация аутизма

Наиболее известная классификация расстройств аутистического спектра в отечественной дефектологии — классификация О.С. Никольской. 

В соответствии с ней, расстройства аутистического спектра разделяют на 4 группы.

  1. Дети первой группы практически не реагируют на обращение и не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации. Потребность в общении у детей значительно снижена. Для них характерно так называемое полевое поведение.
  1. Дети второй группы используют стереотипные формы поведения (в том числе речевого), стремятся к сохранению постоянства и порядка в окружающем.
    Неопределенность и неожиданные изменения в порядке происходящего могут вызвать поведенческий срыв (активный негативизм, агрессия и самоагрессия).
    У детей данной группы уже в раннем возрасте проявляются достаточно сложные и стереотипные формы аутостимуляции (раскачивания, прыжки, потряхивания руками).
  1. Для детей третьей группы характерна поглощенность собственными стереотипными узконаправленными интересами. Детям третьей группы крайне сложно выстраивать диалог, но они способны к сложным монологам (как правило, в сфере своих стереотипных интересов).
  1. Дети четвертой группы нуждаются в постоянной поддержке взрослого, для них характерна тормозимость и чрезмерная ранимость. В тревожащих ребенка ситуациях могут появляться двигательные и речевые стереотипии.

Тьюторское сопровождение детей с РАС
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 200 руб
14 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как дефектологи работают с аутизмом

Работу с детьми с расстройствами аутистического спектра дефектологи проводят поэтапно и последовательно. 

Содержание этапов работы определяется на основе результатов проведенной диагностики и учитывает особенности развития конкретного ребенка с РАС.

Первый этап — установление эмоционально-личностного контакта.

На этом этапе специалист устанавливает контакт с ребенком, чтобы тот привык к специалисту и проведению занятий.

Второй этап — выработка учебного стереотипа.

На этом этапе ребенка учат сидеть за столом.

Третий этап — установление зрительного контакта.

На этом этапе ребенка учат поддерживать зрительный контакт с партнерами по общению.

Четвертый этап — обучение пониманию речи и выполнению заданий.

На этом этапе ребенка учат выполнять простые действия “покажи”, “передай” и учат понимать названия простых предметов, которые часто встречаются в быту.

Пятый этап — развитие наглядно-действенного мышления.

Специалист помогает ребенку сформировать сенсорные представления — представления о внешней форме предметов: цвете, размере, положении в пространстве, вкусе и запахе.

Шестой этап — развитие наглядно-образного мышления.

На этом этапе ребенку дают уже более сложные задания, направленные на самостоятельное совершение мыслительных операций с опорой на наглядную основу (например, дорисовывание фигур и продолжение узоров).

Седьмой этап — развитие словесно-логического мышления.

На этом этапе у ребенка развивают владение словами и умение совершать логические действия: анализ, обобщение, выводы. 

Организация коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (ABA-терапия)
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 997 руб
14 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Где выучиться на специалиста по работе с детьми с аутизмом

Для того, чтобы быть специалистом по работе с детьми с аутизмом, нужно окончить университет, а после — пройти курсы профессиональной переподготовки, если высшее образование — непрофильное. 

В НИИДПО вы можете переучиться на специалиста по работе с аутизмом на онлайн-курсах:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
29 000 руб
24 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.