Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об особенностях этой профессии, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать учителем-дефектологом.
Содержание статьи:
- Дефектолог: кто это и чем занимается
- Где учиться, чтобы стать дефектологом?
- Деятельность дефектолога и его основные обязанности
- Примеры методов работы дефектолога
- Зарплата дефектолога
- Профессиональные качества дефектолога
Дефектолог: кто это и чем занимается
В чем заключается суть работы дефектолога? Дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектолог может иметь специализацию по работе с одной из категорией детей с нарушениями развития:
- Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, ориентироваться в быту, ближайшем предметном окружении, безопасному перемещению по городу.
- Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха, в том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
- Олигофренопедагог помогает детям с нарушением интеллекта.
Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, поскольку на практике дефектологу приходится сталкиваться с детьми с различными вариантами отклоняющегося развития.Перечислим их:
- дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие)
- дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие)
- дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (куда входит в том числе и детский церебральный паралич)
- дети с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)
- дети с задержкой психического развития
- дети с тяжелыми нарушениями речи
- дети с расстройствами аутистического спектра
- дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, у которых одни патологии сочетаются с другими (например, сочетанные нарушения зрения и слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллекта и т.д.).
В последнее время особую важность приобретает подготовка специалистов к работе с детьми раннего возраста, поскольку раннее выявление нарушений развития и оказание ранней комплексной помощи позволяет достичь наибольшей эффективности коррекционной работы.
Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу. Мы перечислим основные:
- Ребенок не реагирует на речь взрослых, его собственная речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
- Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить элементарные навыки, его развитие протекает медленнее, чем у сверстников, ему сложно усваивать программный материал в детском саду или в школе.
- Серьезно нарушено зрение или слух.
- Ребенок чрезмерно активен и импульсивен, не может сосредоточиться на одном занятии. Его эмоциональное состояние нестабильно: бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Взрослым трудно контролировать и регулировать его поведение.
- Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.
Рекомендация дефектологов родителям: любые тревожные “звоночки” - повод обратиться к специалисту, не дожидаясь, пока “пройдет само”. Лучше потратить немного времени и узнать, что с ребенком все в порядке, чем проигнорировать проблему и не оказать ребенку помощь своевременно.
Где учиться, чтобы стать дефектологом?
Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии. Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:
Логопедия. Особое внимание обратите на программу, после окончания которой вы получите две квалификации — логопеда и дошкольного педагога-дефектолога
Тифлопедагогика. Есть более короткая программа для педагогов, которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.
Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации.
Нужна помощь в выборе программы? Обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО»!
Деятельность дефектолога и его основные обязанности
Все начинается с диагностики. Дефектолог работает не только с ребенком (оценивает особенности памяти, внимания, мыслительных процессов и т.д.), но также изучает информацию о течении беременности и родов, собирает данные о раннем развитии ребенка. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые методики нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения навыков планирования и регуляции собственной деятельности.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невролог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать конкретные коррекционные приемы и упражнения. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям. Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, учителей и других специалистов) и проводят просветительскую работу.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
- Метод беседы для определения сформированности представлений ребенка о себе и окружающем мире, особенностей его познавательной и эмоциональной сфер, специфики интересов и социальных контактов.
- Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок взаимодействует со взрослыми и со сверстниками, каковы особенности его игры и т.д.
- Метод эксперимента. Здесь могут быть использованы проективные методики, различные личностные опросники и анкеты.
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов:
- методы альтернативной коммуникации (например, PECS - система коммуникации с помощью карточек, “Макатон” - языкова программа, сочетающая жесты, символы и звучающую речь), ;
- АВА-терапия;
- методики обучения математике детей с нарушениями развития З. Дьенеша (“Логические блоки”) и “Нумикон”;
- песочная терапия и пр.
Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.
Зарплата дефектолога
На вопрос «Сколько получает дефектолог?» нельзя ответить однозначно. Кроме образования необходимо учитывать опыт работы в этой сфере, а также место работы и регион. Зачастую в муниципальных учреждениях зарплата дефектолога на порядок ниже по сравнению с частными детскими садами, школами и развивающими центрами при выполнении одинаковых обязанностей.
Так, например, в регионах учитель-дефектолог в школе может рассчитывать на зарплату от 20 тыс рублей в месяц. В то же время в столице зарплата дефектолога в среднем составляет 50 тыс рублей.
При этом наличие высшего профильного образования или переподготовки обязательно.
Профессиональные качества дефектолога
Для того, чтобы работа дефектолога была эффективной, он должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Среди них:
- Заинтересованность в оказании помощи людям с нарушениями в развитии.
- Наблюдательность и внимательность. Эти качества помогают дефектологам установить контакт с ребенком с нарушением развития, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Дефектологу очень важно иметь грамотную и поставленную речь, поскольку ему приходится работать с детьми с речевыми проблемами и его речь должна быть образцом и примером для подражания.
- Интуиция. Помогает подбирать необходимые диагностические методики для конкретных случаев и формировать коррекционную направленность обучения.
- Коммуникабельность необходима, чтобы уметь общаться с детьми с нарушениями в развитии и их родителями и найти способ вывести их на диалог.
- Стрессоустойчивость и терпеливость особенно важны в работе с людьми, которые имеют физические и психические нарушения.
- Тактичность дефектолога, бережное и уважительное отношение к детям с ОВЗ (вне зависимости от степени выраженности нарушений) и их родителям.