Как получить образование в другой стране без отрыва от работы
— Евгения, расскажите немного о себе. Когда вы впервые заинтересовались психологией?
— Я живу в Казахстане, в городе Алматы. Психологией заинтересовалась еще в 20 лет, когда поняла, что не могу логически объяснить многие поступки и ситуации. Почему кому-то всегда везет, а кто-то постоянно несчастен? Почему одну и ту же проблему все решают по-разному? Я начала читать книги по психологии и всерьез увлеклась этой темой.
При этом мой профессиональный путь никак не соприкасался с психологией. По настоянию родителей я стала экономистом и более 20 лет проработала в этой сфере. Но мое увлечение никуда не ушло. Тогда я начала проходить первые онлайн-тренинги по психологии — просто так, для себя. И наконец осознала, чем хочу заниматься по-настоящему. После этого оставалось только выбрать учебное заведение и сделать первый шаг навстречу новой профессии.
— Почему вы не стали обучаться в Казахстане, а предпочли удаленный курс НИИДПО?
— Сначала я изучала учебные заведения в своей стране и думала об очном образовании. Но постепенно пришла к личному выводу, что в России больше специалистов с опытом в практической психологии. Увидев курс по практической психологии в НИИДПО, я решила, что получу достаточный объем знаний и смогу учиться в удобном формате без ущерба основной работе.
Программа, которую закончила Евгения:
Курс оказался не только удобным, но и интересным. Выгорания или усталости совсем не было — ведь я наконец-то училась добровольно и с желанием, а не по требованию. Конечно, совмещать работу с курсом непросто, но я всегда находила выход: например, вебинары слушала в дороге, на ходу, в перерывах на работе, а задания выполняла по вечерам. А когда я поняла, что не все успею сдать вовремя, Институт пошел навстречу и бесплатно продлил срок обучения.
Как победить предрассудки и сменить профессию в 42 года
— Рада, что вам понравилось обучение! Евгения, не страшно ли было идти в совершенно новую профессию во взрослом возрасте?
— Да, конечно, страхи были, ведь я решилась на этот шаг в 42 года. Даже знакомые говорили мне, что учиться в моем возрасте поздновато — в то время, как все покоряют карьерные высоты, я становлюсь студентом и начинаю с нуля.
Я могла послушать их и не решиться на изменения, если бы однажды не познакомилась с женщиной, которая стала бухгалтером в 50 лет. Сейчас ей больше 70, и она один из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов города. Эта женщина дала мне установку, которой я пользуюсь по сей день:
«Учиться никогда не поздно. Это время все равно пройдет, и ты проведешь его либо со своими страхами, либо на пути к своей мечте».
В психологии тоже есть примеры, когда человек становился психологом уже в зрелом возрасте. В Институте нам рассказывали о Берте Хеллингере, авторе метода системных расстановок, который стал психологом в возрасте около 50 лет. Этот пример стал для меня еще одной мотивацией продолжать и закончить обучение.
— Ваша настойчивость вдохновляет! Когда вы закончили обучение, как реализовали себя в новой профессии?
— Практическая психология включает в себя столько разных направлений, что сначала я растерялась и не знала, где реализовать себя. Кроме того, было страшно практиковать без опыта. Я начала разговаривать со знакомыми, распространяла информацию о себе по нужным кругам и в итоге вышла на первых работодателей — мне предложили стать психологом в детском центре.
Выбрала направление по развитию эмоционального интеллекта — как мне казалось тогда, совершенно случайно. А потом стало ясно, что я подсознательно выбрала тему, которая откликается мне самой. В моем детстве, как и у многих других детей, родители мало уделяли время увлечениям, эмоциям, чувствам ребенка. При нынешнем ритме жизни эта проблема только усугубилась. Родители отводят детей в центры, чтобы высвободить свое время, и не интересуются желанием ребенка. Дети должны подчиняться и подстраиваться под родителей, а их настроение мало кого волнует. В итоге человек растет с серьезной травмой: не умеет выражать свои эмоции, формулировать желания, делать самостоятельный выбор.
— Действительно, проблема эмоционального интеллекта наносит большой ущерб психологическому здоровью. У вас уже были первые успехи в этом направлении?
— Я прошла дополнительный курс в НИИДПО и разработала собственную программу по развитию эмоционального интеллекта у детей 7–10 лет. Пока я только начала применять ее на практике, но уже делаю первые успехи.
Многие дети не умеют формулировать свое настроение и на вопрос о нем отвечают абстрактно: «нормально», «не очень». Когда я продолжаю работу, накопленные эмоции вырываются наружу, и ребенок может даже заплакать от переизбытка подавленных чувств. Этот всплеск — первый важный шаг к формированию эмоционального интеллекта. После этого можно узнать, что на самом деле чувствует ребенок, чего он хочет — я думаю, это хороший результат для первого занятия.
Как стать уникальным специалистом в своем городе и поставить правильную цену на услуги
— Евгения, для начинающего психолога часто становится проблемой вопрос цены на свои услуги. Как вы определяли стоимость для своих занятий?
— Проблема с ценой была актуальной и для меня. Я и сейчас порой чувствую себя неуверенно, но знаю, что страх не пройдет, пока не начнешь что-то делать. А брать деньги за свою услугу необходимо: так она становится ценной не только для меня, но и для родителей ребенка. А значит, растет эффективность самих занятий.
Я устанавливала стоимость, ориентируясь на среднюю цену на похожие услуги в своем городе, а также на возможности родителей.
Интересно, что я не нашла специалиста по такой же теме — это говорит о том, что рынок психологов далеко не пресыщен, и всегда можно выбрать свою нишу.
Сейчас стоимость за одно 2-часовое занятие составляет около 70 долларов. В день я могу брать по несколько таких групп. Пока я совмещаю работу в детских центрах с прежней занятостью, но в планах окончательно оставить старую профессию.
— Расскажите о ваших планах. Вы хотите и дальше развиваться в области эмоционального интеллекта у детей?
— Сейчас да. Но психология — это огромное поле для развития, мне интересны и другие направления, например, детско-родительские отношения в индивидуальной частной практике.
Сейчас я только исследую свои возможности и прислушиваюсь к себе. Для этого необходим не только практический опыт, но и работа с супервизором, и личная терапия. Мне важно увидеть, с какими сложностями я столкнусь, какие темы мне откликнутся, где я почувствую наибольший потенциал. Когда я освоюсь на новом поле, сделаю психологию своей полной занятостью.
Помимо этого, я хочу продолжить учиться — не только для карьерного успеха, но и для себя. Знания по психологии действительно меняют человека и его жизнь, пусть это и не всегда заметно. Иногда кажется, что я всегда была такой, но если сравнить меня сейчас и несколько лет назад, то видно, что я меньше беспокоюсь и тревожусь, эффективнее отстаиваю свои границы, по-другому воспринимаю мир и людей вокруг. Психология тем и уникальна, что помогает изменить не только профессию, но и себя.
— Полностью согласна! Евгения, спасибо за интересный разговор. Желаем вам удачи и успехов в дальнейшем развитии!