Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителю

08.12.2020

Конфликт может выявлять разные точки зрения и побуждать к принятию обоснованных решений — тогда его называют конструктивным. Среди школьников в силу особенностей их возраста и психологии чаще распространены конфликты деструктивные.

Как учитель может распознать зарождающийся конфликт между учениками, на каком этапе ему следует вмешаться и как себя вести, чтобы использовать ситуацию в воспитательных целях?

Причины школьных конфликтов

Конфликты «ученик — ученик» заметно отличаются от конфликтов между взрослыми людьми, также различаются конфликты учеников младшей, средней и старшей ступеней. Считается, что в младшей школе конфликты чаще всего безобидны и быстро забываются: мальчик дернул девочку за косичку, девочка обозвала одноклассницу. Однако и здесь столкновение может перерасти в длительную вражду.

В средней школе на первый план выходит борьба за лидерство. В ней могут участвовать как отдельные личности, так и группировки.

Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителюПричины конфликтов между учениками:

  • оскорбления, зависть, сплетни;
  • отсутствие взаимопонимания;
  • социальное неравенство;
  • противопоставление одного ученика коллективу;
  • желание выделиться;
  • борьба за внимание мальчика или девочки.

Специфика ученических конфликтов

Мир для школьников, особенно подростков, черно-белый, они не признают полутонов. И потому конфликты учеников в школе протекают бурно, с громким выяснением отношений.

Школьная вражда продолжительна, отличается особой жестокостью и агрессивностью к оппонентам. Стороны не только не пытаются понять друг друга, но наоборот, усугубляют конфликт, демонстрируя неуважение и презрение, стараясь сделать существование противника невыносимым.

► Конфликт — один из способов проявления социализации у школьников. В ходе конфликтов ребенок или подросток осознает, как нельзя поступать по отношению к одноклассникам или взрослым, и как следует себя вести. Поэтому совсем без конфликтов в школе обойтись нельзя.

Опыт взаимодействия у детей еще совсем небольшой, и чаще всего они копируют стиль поведения окружающих, который не всегда бывает положительным. Педагог не может изменить окружение, но он может оказать посильное влияние на воспитание взаимоуважения, умения находить компромиссы и понимать друг друга.  Важно вовремя уловить момент, когда просто спор превращается в серьезное противостояние.

Из чего состоит конфликт и как он возникает

Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителю

На возникновение конфликта большое влияние оказывают конфликтогены — слова, действия или бездействие, которые приводят к столкновению сторон. Человек, на которого направлен конфликтоген, старается ответить еще более сильным конфликтогеном — в этом и состоит главная опасность.

Конфликт состоит из конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация — это противоречия, в которых кроется настоящая причина конфликта, а инцидент — стечение обстоятельств, повод для конфликта. Окружающие обычно становятся свидетелями инцидента, а истинные причины конфликта, как правило, скрыты и известны только его участникам.

Для разрешения конфликта между учениками мало исчерпать инцидент или подавить его — необходимо урегулировать конфликтную ситуацию, а это намного сложнее.

► Рассмотрим пример. Настя привыкла пользоваться вниманием одноклассников. Особенно ей нравился Кирилл. В классе появилась новая девочка Маша, и Кирилл стал оказывать ей знаки внимания. Настя подкараулила Машу после уроков и велела ей прекратить общение с Кириллом, угрожая расправой в случае непослушания.

Угрозы Насти — это инцидент, а конфликтная ситуация — ревность девочки. Даже если заставить Настю извиниться перед Машей, причина конфликта и сама ситуация от этого не изменятся и в дальнейшем отношения девочек еще сильнее испортятся. Для решения конфликта между учениками следует поработать с обеими сторонами.

Как учитель может распознать конфликт

Конфликт в школе не всегда происходит публично, а его участники не спешат поделиться своими проблемами со взрослыми. Важно, чтобы учитель мог распознать наличие конфликта по косвенным признакам, например:

  • вы почему-то не хотите идти на урок в этом классе, вам некомфортно находиться в нем;
  • часто повисает неловкая пауза;
  • у вас появляется ощущение, что ученики стараются что-то от вас скрыть.

Особенно внимательными надо быть в следующих ситуациях, так как они с большой вероятностью приводят к конфликтам.

  1. Новичок в классе. Если это класс со своими сложившимися отношениями и ролями, то новеньких принимают настороженно. Даже если новичок старается вписаться в коллектив и принять его правила, столкновение интересов неизбежно.
  2. Неадекватное поведение одного ученика. Если кто-то мешает во время уроков, не реагирует на замечания, одноклассники могут объединиться против него.
  3. Ребенок, отличающийся от других. Это может быть внешнее отличие, поведение (демонстративное поведение или, наоборот, скрытность, медлительность или агрессия), отношение к учебе (отличник-всезнайка или закоренелый двоечник). С большой вероятностью он рискует стать изгоем.

Способы решения конфликтов в школе

В первую очередь сами будьте примером для учеников, образцом уважительного и справедливого отношения к окружающим, в том числе к детям. Ваш стиль взаимодействия и педагогическая тактика (особенно если вы классный руководитель) влияют на формирование межличностных отношений в классе.

Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителю Обнаружив конфликт, постарайтесь понять, насколько далеко зашло противостояние. Пока дело не дошло до драки, стоит дать ученикам возможность решить проблему самостоятельно.

Видите, что отношения зашли в тупик — не спешите жестко вмешиваться в спор. Просто дайте совет, как лучше поступить, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Вовлекайте обе стороны в совместную работу. Постарайтесь наладить между ними диалог. Не кричите, не обвиняйте, не давите. Помните, что конфликты «ученик — ученик», как правило, возникают по вине обеих сторон. Подтолкните детей к конструктивному обсуждению и поиску компромиссов. Научите их слушать друг друга и ставить себя на место противника.

Если проблему решить не удается, не замалчивайте неблагоприятную ситуацию. Привлекайте классного руководителя, завуча или директора, родителей, психолога.

Понимаете, что вам не хватает знаний о детской психологии или хотите узнать больше о социализации детей и подростков? А может быть, желаете получить новую специальность и помогать детям решать конфликты профессионально? Записывайтесь на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО».

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Социальный педагог

15600 руб. 7405 руб.
Подробнее о курсе

1280 часов (11.5 мес.)

Квалификация: Педагог-психолог

Преподаватель психологии

41000 руб. 37210 руб.
Подробнее о курсе

► Где бы вы ни находились, вы можете пройти курсы повышения квалификации или получить новую профессию в АНО «НИИДПО». Занятия проходят на специальной интернет-платформе. Онлайн-вебинары, записи лекций и практические задания помогут вам получить всестороннюю подготовку. А успешно сдавшим итоговое тестирование выдается диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.

Разрешение конфликтов — полезный навык, который не раз пригодится вашим ученикам в жизни. Научите их это делать, а мы всегда готовы вам помочь.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх