Дисциплина — самый больной вопрос для педагога. Трудно работать в классе, где нет порядка, без него невозможно достичь и высоких результатов обучения. Навести дисциплину в классе бывает сложно и молодому учителю, и опытному. Какие приёмы помогут учителю справиться с непослушанием? Рассмотрим в статье.
Всегда составляйте чёткий план урока
Если вы пришли на урок недостаточно подготовленным, во время занятия могут возникать паузы, и тогда ученики начнут отвлекаться. Вновь собрать их внимание будет сложно.
Всегда составляйте чёткий поурочный план, подробно расписывайте, что вы будете говорить и делать на каждом этапе урока. Объясняйте ученикам последовательность действий: «А сейчас откройте тетради и запишите тему урока. Когда запишете, положите ручку и посмотрите на меня», «Я объясню вам правила чередования гласных в корне слова, а потом вы придумаете свои примеры» и т. д.
Держа перед собой план, вы не забудете сразу попросить учеников достать необходимые принадлежности, чтобы не отвлекаться на уроке и не создавать лишнего шума.
Объясняйте основные правила поведения
Придя в новый класс, сразу разъясните основные правила дисциплины в классе. Обычно ученики задают одни и те же вопросы: «Как исправить двойку?», «Нужна ли сегодня линейка?», «Я забыл дома тетрадь/ручку/учебник», «Извините, я опоздал. Можно войти?». Сразу ответьте на такие вопросы и попросите запомнить, что делать в каждом из этих случаев.
Например, что линейка нужна на каждом уроке. А если ученик опоздал, пусть тихо пройдет на своё место. Захотите выяснить причину опоздания — сделайте это после урока. Постепенно ученики привыкнут к установленным правилам и перестанут спрашивать одно и то же.
Ясно формулируйте свои требования
Установите конкретные требования к поведению учеников на уроке. Чётко формулируйте эти требования, не отступайте от них и неуклонно добивайтесь выполнения. Если требование не выполнено, поговорите с учеником, дайте ему возможность осознать проблему.
Однажды наступит момент, когда вам будет достаточно одного взгляда, чтобы ученик понял, чего вы от него ждёте.
Не начинайте урок, пока не установится тишина
В начале урока добейтесь полного внимания учеников и только потом начинайте говорить. Сразу замолчите, если шум возникает вновь. Выдержите паузу. Дождитесь тишины и объясните, что вы продолжите урок, когда все успокоятся.
Станьте для детей авторитетом
Отсутствие авторитета — обычная ситуация, если вы взяли новый класс, особенно если вы только пришли в образовательное учреждение, где никто вас не знает. Каждого нового педагога дети испытывают на прочность, и каждый раз вам приходится зарабатывать авторитет заново.
Решайте проблему непослушания самостоятельно. Не жалуйтесь завучу или директору — это даст кратковременный эффект, а ребята поймут, что испытание вы провалили.
Сразу поставьте себя так, чтобы каждое ваше замечание звучало непререкаемо. Если вы о чем-то попросили — просьба должна быть выполнена. Дайте детям понять, что ваше слово — истина в последней инстанции и не подлежит обсуждению. Не кричите, ваши слова должны звучать спокойно, но веско.
Не заигрывайте с учениками, но и не обзывайте детей и не унижайте их. Не допускайте, чтобы сильные обижали слабых. Постарайтесь увидеть в каждом ученике прежде всего человека. Даже отъявленные хулиганы ответят вам тем же.
Если есть возможность, налаживайте контакт с детьми в неформальной обстановке. Организуйте поход в музей, в кино, или на экскурсию.
Будьте позитивны
Не бойтесь улыбнуться, чтобы подбодрить, налаживайте зрительный контакт. Поддерживайте на уроке позитивную атмосферу — сказанная вовремя шутка может разрядить напряжённость. Покажите ученикам, что вы такой же человек, как и все. Ученики начнут уважать вас, а заодно полюбят и ваш предмет.
Развивайте интерес к своему предмету
Чаще всего плохая дисциплина бывает в 6–8 классах, когда у детей начинается переходный возраст и снижается мотивация к обучению. Чтобы удержать внимание:
- чередуйте словесные, наглядные и практические методы обучения;
- разнообразьте формы и типы уроков — удивляйте детей, чтобы они не теряли интереса и с нетерпением ждали встречи с вами.
- включайте в активную учебную деятельность абсолютно всех учеников в классе, пусть они, например поработают в парах или группах.
Обучиться приёмам планирования и проведения уроков в соответствии с современными требованиями вы можете в АНО «НИИДПО». Мы понимаем, что учителям бывает трудно выделить время для прохождения обучения, поэтому организовали весь процесс в дистанционном* формате. Учитесь дома, в любое удобное время. Смотрите лекции и вебинары, изучайте дополнительную литературу, выполняйте задания, общайтесь с экспертами.
Рекомендуем обратить внимание на следующие программы:
Для учителей начальной школы:
Для учителей среднего и старшего звена:
Контролируйте темп урока
Варьируйте темп урока в зависимости от скорости работы конкретного класса. Если темп урока слишком быстрый, ученики не будут успевать за вами, а если слишком медленный, они начнут отвлекаться — и в том, и в другом случае внимание будет потеряно. Со временем вы поймёте, какая скорость для класса оптимальна, и сможете подстраиваться, чтобы удерживать внимание.
Обеспечьте всех учеников заданиями
Не допускайте, чтобы ученики оставались без работы даже на несколько минут. Если один решает задачу у доски, все остальные записывают её в тетрадь. Один отвечает — другие внимательно его слушают, чтобы дополнить ответ.
Для тех, кто быстро справится с основным заданием, держите наготове дополнительные, более сложные и интересные.
Не выпускайте класс из поля зрения
► Всегда внимательно следите за всем классом. Потеряли зрительный контакт с детьми — потеряли их внимание. Сели за стол или отвернулись к доске — подали ученикам сигнал, что можно отвлечься и перекинуться парой слов.
Старайтесь подготовить доску на перемене. Не стойте у доски весь урок: ходите по классу, задавайте ребятам вопросы на понимание материала, заглядывайте в тетради.
Научитесь чувствовать классный коллектив. Тогда вы сразу поймёте, если что-то пошло не так: дети заскучали, начали отвлекаться. В этом случае быстро переключите их внимание.
Чутко наблюдайте за обстановкой в классе
► Будьте внимательны к тому, что творится в классе. Тогда вы сразу поймёте, что между учениками есть какая-то напряжённость или конфликтная ситуация, которая не позволяет им сосредоточиться на учёбе. Попробуйте поговорить с учениками, если они вам доверяют.
Если и это не поможет, обратитесь за помощью к социальному педагогу или психологу. Не оставляйте ситуацию неразрешённой. Подробнее о конфликтах в классе и путях их разрешения читайте в другой нашей статье.
Следите, чтобы дети не уставали
Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.
Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.
Дисциплина — это не тишина, а погружённость учеников в процесс. Творческий подход и знания, которые вы получите на курсах в НИИДПО, помогут вам не задаваться вопросом, как поддерживать дисциплину в классе, а сосредоточиться на обучении детей и помочь им достичь высоких результатов.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.