Работа учителя не всегда соответствует требованиям и нормам педагогической этики, ведь далеко не у каждой дилеммы существует простое решение. Но нужно понять: важно не только то, чему вы учите, но и то, как вы это делаете, какой пример подаете детям.
Классические моральные дилеммы для педагога
- Решать за ребенка или позволять ему принимать решения? Это касается и ситуаций, когда учитель вместе с родителями думает, что будет лучше для ребенка (например, перевод в другой класс, подготовка к поступлению на конкретный факультет).
- Искажать факты или говорить правду? Дилемма особенно болезненна, если нужно рассказать родителям о проступках или неуспеваемости ученика, зная, что для ребенка это может обернуться жестоким наказанием.
- Скрывать ли нарушения закона? Например, вы узнали, что ребенок украл у одноклассника деньги, но теперь раскаивается и готов отдать их вам, чтобы вы вернули их владельцу. Нужно ли сообщить, кто совершил кражу, если это приведет к серьезным последствиям для вора?
- Вмешиваться ли в семейные дела? Особенно сложно принять решение в ситуациях, когда есть подозрение на насилие в семье, но нет доказательств.
- Опираться на профессиональные или личные ценности? Нужно ли наступать на горло собственному мировоззрению и принципам, если они противоречат понятию и сути педагогической этики?
- Сохранять ли конфиденциальность? Например, ребенок доверился учителю и рассказал о серьезной проблеме, о которой не знают родители. Сообщить им или сохранить тайну?
► Сразу скажем: универсального решения у этих дилемм нет и не может быть, но существует алгоритм, который помогает найти выход в конкретной ситуации:
- Постарайтесь собрать как можно больше информации. Иначе вы рискуете построить решение на недостаточных или, еще хуже, неверных сведениях.
- Определите все варианты выбора. Не торопитесь, обдумайте ситуацию — возможно, есть хороший выход, которой сложно заметить сразу.
- Проверьте каждый вариант по критериям: законно ли решение, соблюдаются ли интересы большинства связанных с ситуацией людей, справедливо ли решение, полезно ли оно, не нарушает ли чьих-либо прав и свобод. Помните, что ясных и простых решений в таких ситуациях обычно не бывает, поэтому у каждого варианта наверняка найдутся минусы.
- Выберите лучшее, на ваш взгляд, решение, и подумайте, что вы будете чувствовать, если о нем узнают ваши коллеги, близкие, если его вынесут на публичное обсуждение. Почувствуете ли вы гордость, правоту или стыд?
- Примите окончательное решение и действуйте.
Трудности в работе с учениками
Сложные ситуации и конфликты с учениками могут возникнуть даже у хорошего учителя. Причины бывают разные, но чаще всего встречаются четыре:
- Ученик мстит. Притом обидчиком может выступать не учитель, а, например, родитель, но на учителе зло сорвать оказывается легче. Действия детей в таких случаях часто серьезны, от оскорблений и откровенного хамства до порчи вещей и физического насилия. В тяжелых ситуациях ученик, стараясь задеть окружающих, причиняет вред себе: начинает «назло» курить, употреблять наркотики и пр. Результат: педагог чувствует боль и обиду, разрывается между желанием наказать ребенка и уйти, хлопнув дверью, но поддаваться этим порывам нельзя. Решение: отделять поступок от человека, относиться к ребенку с сопереживанием и заботой (хотя это бывает крайне трудно), учить детей адекватно выражать эмоции, прорабатывать обиды и боль. Открыто спрашивать, что случилось — честный разговор о произошедшем часто помогает ребенку разобраться в чувствах.
- Ребенок старается привлечь внимание. Он может делать это разными способами вплоть до срыва занятий, оскорбления учителя и нападения на других детей. Некоторые дети действуют иначе: медленно выполняют задания, притворяются, что не понимают, чего от них хотят. Беседы, вызов родителей в школу, наказания не решают проблему. Решение: всегда уделяйте хорошему поведению больше внимания, чем плохому, публично хвалите детей за успехи. Объясняйте, как привлечь к себе внимание без выходок и саботажа.
- Школьник боится неудачи. Он отказывается выполнять требования учителя, либо выполняет плохо, не может объяснить нежелание учиться или говорит, что у него ничего не получается, нет таланта, плохая память и пр. Как бы учитель ни старался объяснить материал, ребенок упорно не желает его понять. Решение: указывайте ученикам не только на ошибки, но и на хорошо сделанную работу, на сильные стороны. Никогда не сравнивайте учеников друг с другом (появляется установка «я хуже другого, мне незачем стараться»), учите бороться с перфекционизмом («если я не могу сделать идеально, лучше не делать вообще»).
- Ученик стремится показать свою власть над учителем. Он провоцирует педагога, старается публично его унизить, пробует шантажировать и угрожать. Некоторые дети пытаются показать свое превосходство с помощью манипуляций, ведут себя подчеркнуто вежливо, но отказываются выполнять требования (не выходят к доске, не сдают тетрадь и пр.), стараясь вывести учителя из себя. Решение: не идите на конфронтацию, не позволяйте себя спровоцировать, не играйте по правилам, которые диктует ученик. Никакой агрессии! Проявите твердость: дети должны точно знать правила, которым нужно следовать, и понимать, что за нарушением последует предсказуемое наказание. Останавливайте выходки твердо и спокойно, не унижая ученика. Для профилактики полезно разрешать ребенку руководить в четко очерченных границах (например, можно назначить его старостой или лидером команды, которая выполняет учебный проект).
Как научиться лучше действовать в сложных ситуациях?
Приходите повышать квалификацию к нам в АНО «НИИДПО». Хотя обучение проходит полностью в дистанционном* формате (чтобы вы могли сочетать его с работой), вы сможете общаться с коллегами — другими слушателями и экспертами, опытными педагогами. У вас будет возможность обмениваться опытом и просить совета, обсуждать трудности, с которыми вы сталкиваетесь на работе.
И, конечно, вы получите знания, которые помогут научиться правильно действовать в сложных ситуациях.
Для вас могут быть полезны программы:
- Школьный уполномоченный по правам ребенка. Вы научитесь вовремя выявлять, предотвращать, улаживать школьные конфликты, защищать права детей. Также вы узнаете, как действовать в сложных ситуациях, соблюдая законы.
- Технологии создания безопасного образовательного пространства. Вы разберете современные проблемы педагогической этики, узнаете, как работать с учениками и их родителями, чтобы предотвращать и разрешать конфликты, познакомитесь с примерами из практики.
- Технологии работы с детьми и подростками с эмоциональными нарушениями. Вы научитесь работать с учениками, которые ведут себя агрессивно, корректировать детские тревоги и страхи, правильно взаимодействовать с родителями школьников.
Программа по теме:
Нужна помощь в выборе программ обучения? Обратитесь к специалистам приемной комиссии нашего института.
Окончив обучение и пройдя итоговое тестирование, вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца — оно пригодится вам и при трудоустройстве, и при прохождении аттестации.
Приходите учиться к нам!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.