Решающую роль в воспитании ребенка играет его окружение. В начальных классах это, прежде всего, семья и школа. Педагоги и родители должны объединить усилия, чтобы сформировать у ребенка высокие моральные качества, а не перекладывать задачи воспитания друг на друга. Разберемся, какую роль здесь играет семья, а какую – учитель.
Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи, направления
Главная задача в воспитании младших школьников – дать позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной, творческой, духовной, практической личности ребенка.
Воспитание в начальной школе имеет четкую цель и направленность. Его особенности:
- Процесс нужно тщательно продумать и правильно организовать.
- Результаты воспитания могут быть неоднозначными.
- Беседы, показательные примеры и пр. приносят плоды только через некоторое время. Нужно учитывать, что воспитание не дает мгновенного результата.
- Нужно соблюдать единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания.
- Личностные качества детей формируются неравномерно.Нужно уделять наибольшее внимание тем из них, которые развиваются медленнее остальных.
Воспитание в начальной школе ведется по нескольким направлениям: социальному, физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические, семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать свой досуг.
Эффективные формы деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками
Задачи воспитания педагог начальной школы решает на протяжении всего учебного дня. Но наиболее выраженный воспитательный эффект достигается при организации:
- Игры. Игровая деятельность развивает восприятие, внимание, воображение, мышление, формирует личные интересы ребенка, способствует проявлению инициативы, активности, вызывает положительные эмоции. Игра дает школьникам отдохнуть от умственной работы.
- Досугово-развлекательной деятельности. Посещение театров, музеев, концертов, выставок и других культурных мероприятий способствует активному воспитательному процессу, помогает школьникам приобрести социальные знания, сформировать первичное понимание повседневной жизни и социальной реальности.
- Спортивно-оздоровительной деятельности. Занятия физкультурой, спортивные соревнования, физкультминутки и другие формы физического воспитания в начальной школе, а также классные часы, проекты, мероприятия на тему ЗОЖ формируют у детей основы здорового образа жизни, понимание правил безопасности, учат полезно и разнообразно проводить досуг.
Какую роль в воспитании детей в начальной школе играет учитель?
Воспитательная работа с детьми в начальных классах направлена на знакомство с нормами и правилами поведения, на формирование личностных качеств, взглядов, убеждений. Чтобы эффективно воспитывать детей, педагог должен сам обладать некоторыми качествами, в их числе:
- Профессионализм – знания в сфере педагогики и психологии, навыки общения с детьми, сформированный стиль педагога и пр.
- Эмпатия – способность понимать чувства других людей и сопереживать им, отзывчивость, доброжелательность, чуткость.
- Педагогический такт – умение сочетать доброту и строгость, доверие и контроль.
Воспитательный процесс в начальной школе строится в двух направлениях: от учителя к ученикам и от учеников к учителю. Педагогу важно учитывать информацию, которую он получает от детей, анализировать ее при выборе приоритетных задач, содержания, форм и методов воспитания.
Какую роль в воспитании младших школьников играют родители?
Роль семьи в становлении личности ребенка несравнима ни с одним социальным институтом, включая школу. Именно семейное воспитание формирует и развивает личность, помогает ребенку овладеть социальными ролями, адаптироваться в обществе. Родители и другие родственники закладывают основы нравственности, задают нормы поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка.
Перед семьей младшего школьника стоит целый ряд воспитательных задач, которые нельзя перекладывать на педагогов, а тем более на телевизор, интернет или улицу. Родители должны передать ребенку знания, умения, навыки поведения в обществе, сформировать у него высокие нравственные нормы и духовные ценности. Для этого необходимо разнообразно и полезно организовывать быт и досуг, не избегать семейного общения.
Важную роль в семейном воспитании играет приобщение ребенка к посильному труду. Чтобы в будущем ребенку было комфортно жить в многонациональном современном обществе, родители должны обеспечить поликультурное воспитание – объяснить особенности внешности, взглядов, поведения представителей разных народов, культур, религий, необходимость уважать чужое мировоззрение.
Дистанционные* курсы для учителей начальных классов – удобный способ повысить компетентность в области воспитания детей
Если вы хотите углубить, расширить и обновить знания в сфере воспитания в начальной школе, поступите на курсы профессиональной переподготовки учителей начальных классов в АНО «НИИДПО». Они будут полезны и интересны не только новичкам в профессии, но и опытным педагогам, ведь в них рассматриваются актуальные подходы к начальному образованию с учетом требования ФГОС.
Блоки по воспитанию есть в каждой программе профпереподготовки. Например, в курсе «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (620 ч)» этой теме отдано 60 часов. Вы узнаете о функциях, методах и приемах воспитания, особенностях построения воспитательного процесса в начальной школе и роли классного руководителя в нем.
Можно пройти более объемную программу, чтобы не только обновить и углубить знания по воспитанию в начальной школе, но и приобрести дополнительную квалификацию. Пример такого курса – «Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста» (1100 ч)». Какую бы программу вы не выбрали, помимо теоретических знаний вы получите и практические навыки по составлению плана воспитательных мероприятий.
► Все курсы у нас полностью дистанционные*. Это значит, что вы:
- Будете учиться удаленно, без отрыва от работы.
- Сможете выбирать удобный график – система электронного обучения доступна 24 часа в сутки 7 дней в неделю без выходных и праздников.
- Будете пользоваться электронной базой вебинаров, лекций, методических материалов, презентаций. Доступ к материалам программы останется у вас и по окончании обучения.
- Получите диплом московского института, не покидая родной город.
Подробнее о программе:
Решили пройти обучение, но не можете определиться с программой? Обратитесь за помощью к специалистам приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.