Врожденные или приобретенные недостатки слуха часто ведут к нарушениям речи, которые, в свою очередь, – к сложностям в адаптации, социализации и взаимодействии с окружающим миром. Но при условии своевременной коррекции речевого развития глухой, слабослышащий или позднооглохший ребенок может научиться говорить, читать и писать. И для этого необходима системная специальная психолого – педагогическая поддержка всеми участниками коррекционно-образовательного сопровождения, в том числе и учителя-логопеда.
Содержание статьи:
- От чего зависит уровень речевого развития детей с нарушениями слуха?
- Какие речевые проблемы наблюдаются у детей с нарушениями слуха?
- Условия и форма организации работы с детьми с нарушениями слуха
- Как проводится логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха и в чем ее особенности?
- Как должны взаимодействовать логопед и сурдопедагог?
От чего зависит уровень речевого развития детей с нарушениями слуха?
Особенности проявления нарушений речи у глухих, слабослышащих или позднооглохших детей зависят от ряда факторов:
- Степень нарушения слуха. Чем серьезнее нарушение, тем сильнее отстает речевое развитие.
- Время возникновения слухового недоразвития. Если ребенок родился глухим или потерял слух в доречевой период развития, то он, скорее всего, не усвоит речевые навыки и будет общаться посредством языка жестов. Если же слух потерян после 5-6 лет, то полностью речь обычно не исчезает. Однако у ребенка наблюдается значительное уменьшение словарного запаса, трудности в формировании и правильном использовании грамматических категорий, проблемы с произношением, интонацией, ударениями и т. д. Поэтому для адаптации таких детей к жизни в обществе крайне важна возможность получить квалифицированную логопедическую, сурдопедагогическую помощь.
- Использование слуховых аппаратов. Они бывают носимыми (внешними) или вживляемыми в улитку внутреннего уха (кохлеарные импланты). Такие приборы значительно упрощают жизнь ребенка и позволяют ему на достаточном уровне пользоваться речью.
Какие речевые проблемы наблюдаются у детей с нарушениями слуха?
- несформированность звуковой стороны речи, умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи;
- сложности в слуховом контроле за собственным произнесением и оценивании качества воспроизводимых в собственной речи звуков;
- несформированность лексического запаса, грамматического строя речи и связной речи.
- недоразвитие словарного запаса, особенно в плане абстрактных понятий;
- несформированность психологических предпосылок к обучению, навыков и приемов самоконтроля;
- значительные трудности в формировании коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- нет практических навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания и т.д.
У детей с нарушениями слуха часто наблюдаются сложности при овладении письмом и чтением, приводящие к несформированности полноценных учебных умений: анализа и оценки продуктивности собственной деятельности. Стойкие орфографические ошибки при списывании, письме по памяти и под диктовку. Например, они могут смешивать звуки в словах, путать «ь» и «ъ», не дописывать окончания, пропускать гласные и т. д. Возникают и проблемы с пониманием объяснения учителя, прочитанного текста.
Условия и форма организации работы с детьми с нарушениями слуха
Дети с незначительными нарушениями слуха (не распознают звуки до 50 Дб) могут посещать обычный детский сад, общеобразовательную школу и при необходимости ходить на занятия к логопеду в поликлинике, учебном заведении. Если проблемы более выраженные (не улавливают звуки от 50 до 70 дБ на расстоянии до 1 м), ребенку обычно требуется слуховой аппарат. Но он также может обучаться вместе со сверстниками без нарушения слуха.
Детям, у которых проблемы со слухом более серьезные, вплоть до полной глухоты (невозможности распознавать звуки от 80 Дб), даже при использовании слухового аппарата или после кохлеарной имплантации необходимо обучаться в коррекционных ДОО и школах по специальным методикам. Для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы, а также программы речевого развития.
Как проводится логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха и в чем ее особенности?
Коррекционно-образовательная программа учителя-логопеда ориентирована на обучение детей с нарушениями слуха и должна обеспечивать полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды.
Занятия служат усилению внимания к речевой деятельности детей, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе.
Ежегодно, в начале и в конце учебного года, специалист проводит диагностику, чтобы установить текущий уровень речевого развития ребенка, выявить имеющиеся нарушения, результаты обследования оформляются в речевой карте.
На основе полученных данных составляется индивидуальный план логопедических занятий. Логопед активно взаимодействует с медицинскими работниками, педагогами и воспитателями, психологами, родителями.
Выделяют следующие направления работы логопеда с детьми с нарушениями слуха:
Формирование навыков произношения гласных и согласных звуков и развитие фонематического восприятия:
- постановка правильного произношения, понятного окружающим;
- обучение распознаванию звуков, слов в речевом потоке, различению интонации;
Развитие и обогащение лексического запаса и грамматического строя речи черезуточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
Обучение чтению и развитие способности понимать прочитанное;
Профилактика и коррекция нарушений письма.
Индивидуальная программа речевого развития регулярно корректируется, изменяется, дополняется с учетом достигнутых результатов.
Как должны взаимодействовать логопед и сурдопедагог?
Если логопед работает в первую очередь над развитием речи, то деятельность сурдопедагога более широкая. Этот специалист сосредоточен на воспитании и обучении детей с нарушениями слуха для их социальной адаптации и реабилитации. Цель сурдопедагога – развить слуховое восприятие в целом, то есть научить ребенка ориентироваться в окружающих нас неречевых звуках (различные шумы, музыка и т. д.).
Логопед наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи детей, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели – компенсировать в процессе обучения недостатки слуха у ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Часто логопеду приходится работать без поддержки сурдопедагога. В этом случае ему необходимо помимо стандартных методик развития речи также использовать различные методы и приемы для развития неречевого слуха. Познакомиться с ними можно на дистанционных* курсах для сурдопедагогов. Эти программы будут полезны и логопедам, которые работают в паре с сурдопедагогом, но хотят лучше понимать специфику обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Речь – основной инструмент взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому для социальной адаптации и реабилитации людей с нарушениями слуха особенно важны занятия с логопедом. Не упускайте шанс научиться работать с глухими и слабослышащими детьми, ведь именно вы можете помочь им стать полноценными членами общества, реализоваться в профессиональном, личном, творческом плане.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.