Мы уже рассказывали, какими личностными качествами обладают лучшие воспитатели ДОО. Теперь разберем подробно другие черты педагога.
О психологических качествах воспитателя
К ним относятся:
- Педагогический такт. Это умение спокойно, с достоинством держать себя в общении с детьми и их родителями или опекунами, определять меру влияния на воспитанников, находить подход к каждому из них.
- Креативность. Дошкольники быстро начинают скучать, если в занятиях или играх нет изюминки. На старте карьеры воспитатель полагается на чужие методики и приемы, которые помогают сделать игры и занятия увлекательными для детей. Но со временем педагог развивает креативность и начинает придумывать что-то свое.
- Педагогический оптимизм. Не все дети быстро и успешно проходят программу, не все одинаково умные, физически развитые, талантливые. Педагогический оптимизм — это когда вы не только принимаете ребенка таким, какой он есть, но и искренне верите в него, поддерживаете, помогаете ему развить способности, пусть даже на это дошкольник потратит больше сил и времени, чем его сверстники.
- Эмпатия. Важно уметь сопереживать детям и их родителям, относиться без осуждения, слушать и слышать других людей.
- Педагогический долг. Воспитатель должен осознавать свою ответственность перед детьми и их родителями, придерживаться принципов «помоги» и «не навреди».
Психологические качества воспитателя можно и нужно развивать. Например, чтобы развить педагогический такт:
- Не торопитесь с выводами. Не оценивайте людей по их внешнему виду, семье или по отзывам других педагогов. Каждый раз, когда вы чувствуете, что начинаете навешивать ярлыки («этот ребенок трудный, а значит, именно он начал драку», «ребенок из неблагополучной семьи, они всегда одинаковы», «эти родители постоянно опаздывают, они не любят своего ребенка»), останавливайте себя.
- Учитесь сдерживаться. Освойте простейшие техники борьбы с гневом: медленное глубокое дыхание, концентрация на дыхании или сердцебиении, сжимание и сильное напряжение пальцев ног (если вы будете сжимать кулаки, это могут воспринять как угрозу). Анализируйте каждую ситуацию, которая выводит вас из себя, и учитесь находить спусковые крючки — слова, поведение, поступки, которые вас злят. Как только заметите спусковой крючок, успокаивайте себя, не позволяя гневу захватить вас.
- Отделяйте себя от своих действий. Анализировать свои поступки можно и нужно, но приравнивать «я ошибся» к «я — плохой человек» неправильно, это абсолютно разные вещи. Любые замечания воспринимайте как желание помочь вам в саморазвитии: в следующий раз вы учтете опыт, поступите иначе и станете еще более сильным педагогом.
- Хвалите при всех, ругайте наедине.
- Не уходите в крайности — ни попустительство, ни чрезмерная строгость не помогут в воспитании и обучении детей. Будьте последовательны: дети должны понимать, как вы отреагируете на их поступок, и знать, что реакция всегда будет одинакова.
Если вы только начинаете работать в детском саду и чувствуете, что вам не хватает перечисленных черт — не переживайте, это обычная ситуация. Продолжайте развивать мастерство.
О социальных качествах воспитателя
Педагог должен быть вежлив и тактичен, притом в общении не только с детьми, но также с родителями, коллегами в ДОО. Всегда думайте, прежде чем говорить, особенно если дело касается тонких моментов — например, развития ребенка.
Необходимое качество — коммуникабельность, ведь воспитателю приходится очень много общаться в течение всего рабочего дня.
Наконец, у педагога должна быть грамотная речь и большой словарный запас. Дети быстро перенимают манеру общения взрослых, им нужно подавать хороший пример.
Список важных профессиональных и деловых качеств воспитателя
- Высокая гражданская ответственность и социальная активность: трудолюбие, толерантность, добросовестность, добровольное следование этическим нормам, осознанное отношение к своей работе, инициативность, бескорыстие, гуманность, самостоятельность, работоспособность, справедливость.
- Профессионализм. Это качество формируется с опытом — о нем мы рассказывали в статье о педагогическом мастерстве.
- Любовь и уважение к детям.
- Потребность в постоянном самообразовании, развитии навыков.
- Интеллигентность, духовная культура.
- Физическое и психическое здоровье.
- Желание и умение работать с другими людьми. В отношениях с администрацией ДОО — дисциплинированность.
Какие качества могут помешать воспитателю ДОУ в работе?
Если у вас есть эти черты, постарайтесь их сгладить, скорректировать. Если это невозможно, профессия педагога вам не подходит.
Воспитателю очень сильно помешает беспечность, нежелание брать на себя ответственность за собственные слова и действия (психологическая незрелость), нерешительность. В общении с другими — злопамятность, неспособность прощать, вспыльчивость, импульсивность и вспышки гнева, которые человек не может контролировать, эгоизм, высокомерие, обидчивость, жестокость, распущенность в манерах и грубость. Абсолютно недопустимы — привычка распускать руки, любовь к власти и манипуляциям, пристрастие к алкоголю, наркотикам и пр.
Оценка социальных, деловых, психологических, профессиональных и личностных качеств воспитателя ведется и при трудоустройстве, и во время работы, и при прохождении аттестации. Если вам не хватает каких-то важных черт, воспринимайте это как точку роста. Помните, что многие качества можно развить со временем. Главное — не останавливать профессиональный рост!