Вы обучились на воспитателя в колледже, вузе или на курсах профессиональной переподготовки и пришли работать в детский сад. ФГОС требует, чтобы педагоги использовали современные методы воспитания и образования, а для этого нужно продолжать развиваться. Как совершенствоваться в личностном и профессиональном плане, чтобы это шло на пользу и вам, и вашим воспитанникам? Поговорим об этом в статье.
Что такое самообразование и самовоспитание и зачем они нужны воспитателю
Самовоспитание — это когда человек меняет свою личность, стремясь к идеалу, а самообразование — когда он перенимает чужой опыт для собственного развития. Самовоспитание и самообразование неразрывно связаны и представляют собой две стороны саморазвития воспитателя ДОО.
Одних лишь знаний, полученных в учебном заведении, недостаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Педагог должен уметь развивать профессиональные компетенции, планировать процессы самовоспитания и самообразования. Это единственный путь, который позволит вам стать настоящим профессионалом.
► Каждый воспитатель должен составлять план самообразования. Если вы подойдете к составлению такого плана не формально, а с учетом своих профессиональных интересов и потребностей, он поможет систематизировать вашу деятельность, убережет от лишних затрат времени и усилий, позволит увидеть перспективы и оценить результаты.
Самоанализ и рефлексия — первые шаги на пути самосовершенствования
Точкой отсчета на пути саморазвития воспитателя будет самоанализ. На этом этапе вы определяете уровень своего профессионализма и намечаете направления для личностного и профессионального роста.
Ориентиром для вас послужат:
- Профессиональный стандарт «Педагог».
- ФГОС ДО.
- Образовательные программы вашего детского сада (основная образовательная программа и парциальные образовательные программы) . Актуальную информацию по ним вы можете найти здесь.
Для самоанализа используются диагностические карты, опросники, тесты. Обычно их разрабатывают старшие воспитатели или методисты ДОО.
Далее наметьте шаги, которые необходимы для достижения цели. Пусть это будет ряд небольших задач: пройти курсы повышения квалификации по теме, в которой вам не хватает знаний, посетить открытые занятия коллег, освоить новые методики и приемы воспитания и образования и т. п.
► Регулярно подводите итоги: что из запланированного было эффективно, а что нет.
Литература по воспитанию и обучению дошкольников
Все пособия, которые используют воспитатели детского сада для саморазвития, можно разделить на три группы:
1. Литература по детской психологии и дошкольной педагогике, которая дает теоретические знания, помогает лучше понять малышей.
- Асмолов А. Г. «Ребенок в культуре взрослых».
- Васильев В. В. «Психологические эффекты в практике педагогов».
- Волкова Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология в вопросах и ответах».
- Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах».
2. Написанные воспитателями книги, которые позволяют узнать больше о профессии и получить вдохновение для работы.
- «Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного» / Под ред. М. Головиной.
- Иванова В. Т. «О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всём на свете».
- Пригодич З. К. «Воспитатель детского сада».
- Смыш В. П. «Моя профессия — воспитатель детского сада: книга для воспитателя детского сада».
3. Методические пособия, где содержатся конкретные практические рекомендации по планированию, работе с детьми, проведению занятий в соответствии с ФГОС.
Таких пособий очень много: они посвящены различным видам и формам занятий, разделены по программам, возрастам и темам. Рекомендуем обратить внимание на серии пособий «Для воспитателей ДОУ (ДОО)», «Библиотека воспитателя» и «Образовательное пространство ДОУ».
На основе этих книг вы можете сформировать собственную картотеку дидактических материалов и пособий.
Обмен опытом с коллегами
Обмен опытом повышает эффективность работы каждого воспитателя: и того, кто передает опыт, и того, кто этот опыт перенимает. Часто используются:
- наставничество;
- консультации старшего воспитателя или методиста;
- участие в методических объединениях;
- посещение открытых занятий;
- участие в конференциях и обучающих семинарах;
- публикации в педагогических СМИ и на сайтах.
Одной из популярных форм обмена опытом сегодня стали сетевые педагогические сообщества: порталы, форумы и группы в социальных сетях. Они создают условия не только для общения педагогов из разных регионов и передачи опыта, но и для получения адресной методической помощи.
Курсы повышение квалификации
Воспитатель обязан проходить курсы повышения квалификации не реже чем раз в пять лет — без удостоверения о ПК вы не сможете пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности или получить квалификационную категорию. Курсы помогают овладеть дополнительными компетенциями, новыми формами работы с дошкольниками.
Проходить курсы повышения квалификации лучше всего в дистанционном* формате. Например, АНО «НИИДПО» предлагает выбор из нескольких десятков программ для воспитателей длительностью от 1,5 месяцев.
► Мы делаем всё, чтобы вам было удобно и интересно: набираем группы в течение всего года, обучение проводим на специальной платформе в интернете. Слушайте лекции и вебинары, общайтесь с экспертами, выполняйте практические задания в свободное от работы время. После сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение, которое пригодится во время аттестации или при поступлении на работу в ДОО.
Несколько советов напоследок
- Главное в самообразовании — это система. Без нее вы потратите время, но не получите желаемого эффекта. Переизбыток информации так же вреден, как ее недостаток.
- Изучая какой-либо вопрос, используйте несколько источников, а не один. Сравнивайте, анализируйте, делайте выводы.
- Овладейте навыками эффективного поиска информации в библиотеке и в интернете.
- Делитесь опытом с коллегами: это поможет вам систематизировать свои знания и завоевать репутацию знающего и компетентного специалиста.
Настоящим воспитателем может стать только тот, кто не перестает учиться. Профессиональное самообразование и саморазвитие воспитателя — важное условие становления личности педагога. Выстраивайте собственную траекторию профессионального развития, а в АНО «НИИДПО» всегда готовы вам помочь.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.