Педагогическое мастерство доступно каждому воспитателю. Чтобы его достичь, нужно учиться у коллег и наставников, прислушиваться к рекомендациям старшего воспитателя и методиста, повышать квалификацию. А еще — понять, какими должны быть лучшие воспитатели в ДОУ, и ориентироваться на эти образы, брать в наставники даже людей, с которыми вы никогда не встретитесь: читать книги отличных специалистов, слушать их лекции, следовать их советам.
Никто не становится умелым специалистом в первый же месяц или даже в первый год работы. Мы расскажем, как формируется педагогическое мастерство, через какие этапы проходит большинство воспитателей и что вы можете сделать, чтобы стать сильным, востребованным педагогом.
Этапы становления мастерства: как будет меняться ваша работа в детском саду?
Длительность периодов условна. Вы можете быстро пройти одни этапы и надолго остаться на других. Главное — двигаться вперед, даже если рост не такой быстрый, как вам бы хотелось.
Первый год в детском саду: не бойтесь ошибок
Неважно, как хорошо вы учились — ежедневная работа в ДОО преподнесет сюрпризы. Мы в АНО «НИИДПО» на курсах профпереподготовки для воспитателей рассказываем о типичных ситуациях, с которыми сталкиваются педагоги, даем практические советы, готовим к реальной работе, но и это не панацея, ведь все ДОО, воспитанники и их родители разные, подготовиться абсолютно ко всему невозможно. Вы будете ошибаться. Будете сталкиваться с задачами, для решения которых вам не хватит опыта. Это нормально.
Чтобы ваш первый год в ДОО прошел хорошо и принес ценный опыт:
- Присмотритесь к коллегам. Какие качества воспитателей вы хотели бы перенять? Какие приемы в работе стоит скопировать?
- Признайте тот факт, что вы пока не разбираетесь в дошкольной педагогике и психологии на высочайшем уровне. Будьте открыты для новых идей, методик, рекомендаций. Прежде чем отвергать совет или предложение, проанализируйте его.
- Воспринимайте пробелы в знаниях и навыках как точки роста. Какие трудности у вас возникают? Каких знаний не хватает, чтобы справляться с этими трудностями? Где получить эти знания?
- Не бойтесь обращаться за помощью к методисту, старшему воспитателю, руководству ДОО. Их должностная обязанность — помогать воспитателям, особенно новичкам.
Важно правильно выбрать место работы. В ДОО должна быть атмосфера дружелюбия и поддержки. Если вы чувствуете дискомфорт во время собеседования из-за поведения работодателя, если руководитель ДОО ведет себя с вами грубо, хамит, отмахивается от ваших вопросов, лучше найдите другое место работы. Это верно и для опытных специалистов, но особенно важно для новичков — их легче убедить в том, что «выбора нет, работать можно только здесь, на это место уже 10 человек претендуют».
Второй год: пора повышать квалификацию
Вы уже разобрались в профессиональных качествах, которыми должен обладать педагог-воспитатель, укрепили наблюдательность, умение быстро реагировать на изменения ситуации, стали увереннее в себе, научились находить общий язык с детьми и родителями. Освоили основные приемы и методики, проработали прошлые ошибки и научились их не повторять. Пришло время двигаться дальше.
На втором году работы в ДОО формируется собственный стиль работы воспитателя, педагог учится находить, проверять и применять наиболее результативные методики и технологии. Чтобы рост профессионального мастерства был интенсивным, обменивайтесь опытом с коллегами и проходите программы повышения квалификации.
Третий год: время начинать собственные проекты
К этому времени у вас уже складывается стиль и система работы. Теперь вы можете анализировать свои действия на глубоком уровне и находить новые, более эффективные решения проблем. Чтобы закрепить успех, можно:
- устраивать мозговые штурмы с коллегами, вместе обсуждать сложные ситуации, возникающие в ДОО;
- составить список своих лучших качеств в роли воспитателя детского сада, которые помогают вам в работе, и укреплять их — одновременно с этим сглаживать черты, которые вам мешают;
- посещать семинары;
- вести видеозаписи ваших занятий, пересматривать их и анализировать ошибки и недочеты.
На этом этапе вы уже хорошо разбираетесь в чужих приемах и системах, а потому можете создавать собственные и включать их в программу обучения и воспитания. Это уже новый уровень работы — посмотрите на чужие авторские методики, проанализируйте их, постарайтесь учесть их плюсы и минусы при создании собственных проектов.
После двух лет работы вы уже можете претендовать на должность старшего воспитателя — попробуйте свои силы в управлении командой.
Четвертый и пятый год: выход за пределы ДОО
Вы уже можете показывать свое мастерство на городском и всероссийском уровне — участвовать в конкурсах, писать статьи, предлагать собственные программы.
На этом этапе важно не переставать учиться. У вас может сложиться впечатление, что вы уже всё знаете и теперь можете всегда придерживаться одной системы, но это плохой подход — следите за новинками, не останавливайте профессиональный рост.
Еще один важный момент: если вы чувствуете, что новизна работы теряется (появляются мысли «я знаю детей такого типа, они все одинаковые», пропадает интерес в общении с детьми и их родителями), пообщайтесь с более молодыми коллегами, вдохновитесь их подходом к работе.
С шестого года и дальше: оттачиваем мастерство
На этом этапе у вас уже достаточно опыта, чтобы претендовать на должность руководителя ДОО. Вы можете претендовать на работу в лучших частных детских садах с высокой зарплатой. Вы проходите обязательную аттестацию на соответствие должности и узнаете новые точки роста в профессии. В ваших силах улучшать микроклимат в группе, справляться даже со сложными детьми, обучать воспитателей-новичков. Дополнительные задачи, которые вы можете решить — получение первой, а потом и высшей квалификационной категории, расширение сферы деятельности (обучение дошкольников английскому, математике и пр., работа с детьми с ОВЗ), индивидуальная помощь детям в подготовке к школе.
Как повышать свою квалификацию?
Это можно делать не только на программах повышения квалификации для воспитателей — есть и другие варианты, и мы рекомендуем их сочетать.
- Педсоветы. Педагоги участвуют в играх, решают головоломки и ситуационные задачи, вместе обсуждают профессиональные вопросы.
- Открытые просмотры занятий. Этот формат дает возможность посмотреть и проанализировать, как работают с детьми ваши коллеги, а также получить ответный анализ от них.
- Обучающие семинары. Воспитатели обсуждают интересные ситуации и проблемы, выполняют задания, которые помогают в развитии педагогических навыков.
- Смотр-конкурс. Цель — увидеть, насколько хорошо вы справляетесь со своими задачами. В смотрах участвуют разные группы ДОО и педагоги, что позволяет оценить и качество чужой работы.
- Индивидуальные и групповые консультации. Их заранее планируют и вписывают в годовой план работы в ДОО. К консультациям нужно тщательно готовиться: освежать знания, читать актуальную литературу, определять структуру беседы, готовить информационные буклеты.
Не останавливайте профессиональный рост, переходите от одного этапа к другому, используйте разные форматы повышения квалификации, и станете сильным педагогом — мастером высокого уровня в обучении и воспитании детей. Это доступно каждому воспитателю, который готов совершенствоваться и действительно любит свою профессию!