Для работы в детском саду нужен особый склад характера. Без определенных личностных качеств педагог-воспитатель рискует не справиться с обязанностями. И, что не менее важно, он не будет получать удовольствие от работы.
Мы в АНО «НИИДПО» обучаем воспитателей на программах профпереподготовки. Но прежде чем начать учиться, важно убедиться, что эта работа — для вас. Если найдете в этой статье свои черты — скорее всего, профессия вам подходит, и вы сможете стать прекрасным педагогом!
Позитивное отношение к жизни
Дошкольники очень внушаемы, они легко поддаются влиянию взрослых и воспитательному воздействию. Они замечают и впитывают всё — интонации, жесты, особенности поведения.
Именно поэтому так важно, чтобы в списке личностных качеств воспитателя ДОУ было позитивное отношение к жизни. Транслируя положительные установки, вы формируете у ребенка базовые чувства доверия и безопасности. Если ваше отношение к миру, к людям, к будущему и к самому себе не совпадает с тем, которое вы пытаетесь передать, дети моментально почувствуют фальшь.
Чуткость, внимательность, готовность помогать и сотрудничать
Этим качествам дети также могут научиться у вас. Проявляя чуткость, внимательность и готовность помочь, вы обеспечите психологически комфортную и безопасную для ребенка среду, сможете окружить его заботой.
Бесконечные нотации и назойливые поучения в работе с детьми бесполезны — они только вызывают скуку. Гораздо лучше работает собственный пример: раз за разом вы должны демонстрировать заботливое отношение, уважение к окружающим. А это значит, что чуткость, готовность помогать и внимательность должны входить в ваш стиль жизни.
Эти качества важны не только при работе с воспитанниками, но и в отношениях с родителями ребят, с коллегами и администрацией в ДОО.
Способность «быть здесь и сейчас»
Необходимое личностное качество для педагога-воспитателя детского сада — быстрая реакция на любую ситуацию.
В течение дня обстановка в группе меняется, иногда стремительно. Бывает так: пару минут назад дети мирно играли, а сейчас уже готовы ударить друг друга, поссорившись из-за игрушки. В этой ситуации воспитатель должен действовать очень быстро, иначе дело может дойти до драки. Моментальная реакция нужна и в других случаях: ребенок на прогулке убегает с площадки, разбилась тарелка во время завтрака, кто-то из детей упал и ударился и пр.
Как действовать, вам объяснят во время обучения. Но сама скорость и тип реакции во многом зависят от вашего темперамента. Подумайте, как вы обычно действуете в стрессовых ситуациях? При работе с детьми нежелательны два варианта — замереть или выдать взрывную, слишком эмоциональную реакцию, не разбираясь в причинах и последствиях.
Можно усилить способность быстро и правильно реагировать, замечать, что обстановка в группе требует вашего внимания — увеличивайте число задач и темп работы, пробуйте действовать в ситуации многозадачности с лимитами времени на выполнение.
Объективность
Воспитатель должен уметь беспристрастно и справедливо оценивать ситуацию, избегать навешивания ярлыков, оценки личности и поведения человека. Для него недопустимы установки типа «с ним все ясно, ребенок из неблагополучной семьи».
Важно: некоторые люди утрачивают объективность со временем, поддаваясь эффекту стереотипизации. Нарабатывая опыт, они начинают «составлять каталог» ситуаций и людей: «Я уже работала с такими детьми, они все одинаковы». Сохраняйте свежий взгляд, работайте над развитием своих личностных и профессиональных качеств, регулярно проходите программы повышения квалификации в своей сфере и общайтесь с коллегами из других ДОО.
Терпение и настойчивость
Работа воспитателя требует огромного терпения. Дети бывают шумными, капризными, непослушными, забывчивыми. Терпение нужно и в работе с родителями: каждый хочет, чтобы воспитатель поговорил в первую очередь именно с ним, и это может создавать трудности во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.
Также нужна настойчивость. Детям может понадобиться много времени, чтобы научиться считать, застилать постель, одеваться перед прогулкой, правильно пользоваться столовыми приборами. Ребята могут нарушать правила, и вам придется снова и снова их повторять.
Во время обучения вам объяснят, как правильно строить работу с детьми и их родителями, но эти знания и навыки эффективны только в связке с настойчивостью и терпением.
Любознательность и умение удивляться
Для воспитателя важно уметь находить новое в обычном — это поможет понять маленького ребенка с его бесконечными «почему?» и способностью радоваться каждому открытию. Вам должно быть интересно снова и снова изучать мир вместе с дошкольниками, объяснять, почему деревья сбрасывают листья осенью, откуда берется снег и зачем чистить зубы.
Активность и ответственность
Воспитатель — психологически взрослый человек с активной социальной позицией. Он не ждет, что кто-то уладит все сложности за него, и готов взять на себя ответственность за жизнь и здоровье детей.
Стремление переложить свои трудности на других и нежелание отвечать за собственные действия — признаки того, что человек психологически еще ребенок, сколько бы лет ему ни было. Такие черты для педагога недопустимы.
Готовность к изменениям
Воспитатель не должен и не может быть консервативным. Для педагога важно активно воспринимать новое, тонко чувствовать перемены — это пригодится при работе с детьми, ведь они меняются быстро.
Важно также принимать и понимать новые тенденции в науке и образовании. Будьте готовы совершенствоваться, изучать новые методики и приемы, перенимать опыт коллег. Мир стремительно меняется — чтобы учить детей жить в нем, нужно самому быть гибким.
Все эти качества нужны педагогу-воспитателю для эффективной работы. Если у вас они есть — осталось только развить профессиональные умения и навыки, а это можно сделать на программах профпереподготовки и повышения квалификации. Приходите учиться к нам в АНО «НИИДПО»!