Педагог всегда был примером — для детей, их родителей и общества в целом. Это человек, к которому прислушиваются и чье мнение берут в расчет.
Современная педагогика придерживается принципов гуманности. В основу учебного процесса ставят личность и ее развитие. Педагоги должны сформировать у учеников способность к рефлексии, милосердие, сочувствие, эмпатию, взаимоуважение и другие черты, которые нужны людям в наше время.
Содержание статьи:
- Что такое личностное развитие и зачем оно нужно
- Как связаны личностный и профессиональный рост
- Как происходит профессионально-личностное развитие педагога
- Какие есть способы саморазвития
- Где получать новые знания
Рассказывать детям о важности этих качеств, но самому ими не обладать — заведомо проигрышная стратегия. Поэтому тема профессионального и личностного развития педагогов находится в числе актуальных. Рассказываем, что это такое и для чего нужно. Прочтение статьи займет чуть более пяти минут.
Что такое личностное развитие и зачем оно нужно
Под этим термином понимают процесс позитивного изменения качеств человека, а также увеличение потенциала. Личностное развитие строится по индивидуальной траектории в зависимости от цели и исходной ситуации. Например, если педагогу сложно даются любые изменения в системе образования и его работе, ему важно развить умение адаптироваться.
Цель личностного роста — сформировать самостоятельного, ответственного человека, который способен быть социально-мобильным и гибким, уметь успешно социализироваться в обществе и приспосабливаться к особенностям профессии.
Стать успешным специалистом невозможно без развития личностного потенциала, особенно в педагогике, ведь каждое поколение детей отличается от предыдущего. К тому же, 5–20% теоретической и практической информации обновляется каждый год. Поэтому совершенствовать свои качества и знания необходимо на протяжении всего времени работы.
Как связаны личностный и профессиональный рост
Личностное развитие — основа для профессионального и карьерного роста. Педагог, который не стоит на месте, совершенствует свои знания и умения, более востребован на рынке труда. Его развитие напрямую влияет на качество обучения и воспитания учеников.
Если преподаватель попадает в стадию стагнации, профессиональная активность снижается. Он не интересуется актуальными исследованиями, пользуется проверенными, но устаревшими методиками, не может найти общий язык с детьми и, как следствие, заинтересовать их. Такой специалист вряд ли сможет рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице.
Как происходит профессионально-личностное развитие педагога
Условно этот процесс можно поделить на четыре стадии:
- Самоопределение. Это этап, когда человек выбирает для себя профессию педагога и устанавливает цели, чтобы ее освоить.
- Самореализация. На этой стадии педагог реализует свой потенциал, применяет все полученные способности и умения.
- Саморазвитие. На этом этапе педагог понимает, что необходимо двигаться дальше. Он начинает развивать личные качества и профессиональные навыки.
- Самосовершенствование. Эта стадия включает в себя психологические и личностные изменения, которые ведут к более высокому уровню педагогического мастерства.
Какие есть способы саморазвития
В первую очередь стоит сделать упор на совершенствование социально-личностных качеств. В этом поможет общение с коллегами, решение общих задач, участие в мероприятиях. Также хороший вариант — вступить в профессиональное сообщество и получить представления о чужом опыте.
Чтобы отточить педагогическое мастерство, можно посещать занятия других преподавателей. Там вы сможете найти интересные способы решать разные задачи и выстраивать коммуникацию с учениками. Это поможет сформировать собственную рабочую стратегию.
Старайтесь уделять время не только на развитие в профессии, но и на личные увлечения. Педагог, который знает, например, как дрессировать собак, выполнять дыхательные практики или сочинять музыку, всегда будет интересен детям. К тому же хобби способно снизить вероятность профессионального выгорания.
Не менее хороший способ поддержания ментального здоровья и личностного развития — изучать психологические материалы. Книги, журналы, статьи, подкасты и другие источники помогут научиться разбираться в своих эмоциях и чувствах.
Наконец, невозможно представить современного педагога без постоянного обучения. Даже за несколько лет работы могут обновиться методики преподавания. Поэтому важно следить за изменениями и стремиться вовремя к ним адаптироваться.
Где получать новые знания
Расширить педагогические компетенции можно на специализированных образовательных программах. Это недолго, эффективно и позволяет оставаться в курсе последних тенденций.
Такие программы реализует Институт АНО «НИИДПО», который обучает слушателей уже девять лет. Освоение курсов проходит в дистанционном формате, поэтому вы сможете учиться по удобному графику и в любом месте.
В Институте есть программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Первые позволяют освоить новую профессию, например, педагоги дошкольного образования могут переучиться на учителей начальных классов. А программы повышения квалификации помогают углубить знания в определенной области, к примеру, овладеть технологией смыслового чтения.
Подробнее о программе:
Длительность обучения зависит от выбранной программы и составляет в среднем несколько месяцев. За это время вы изучаете теоретическую базу, прокачиваете практические навыки, выполняете тесты и увлекательные задания, а также общаетесь с преподавателями. В конце сдаете итоговый тест и получаете документ об образовании.
Выбирайте программу для педагогов и оставляйте заявку на консультацию.