В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.
Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
► В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.
По каким признакам классифицируют педагогические методы?
Методы обучения классифицируют по разным критериям, например:
- По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
- По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
- По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
- По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
- По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.
Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:
- презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
- кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
- проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
- дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
- баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.
Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.
Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.
Методы проблемного обучения
► Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.
В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:
- Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
- Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
- Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
- Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
- Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.
Как усилить педагогические методы инновациями?
Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):
- R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
- Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.
В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.
Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:
- Содержания и степени сложности материала.
- Типа, целей и задач занятия.
- Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
- Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.
В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.
Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
Вне зависимости от того, получили вы уже педагогические образование или нет, работаете в школе или только планируете в нее устроиться, вам будут полезны профессиональная переподготовка и повышение квалификации для учителей. Уходить в длительный отпуск нет необходимости — можно поступить на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО» и учиться в удобное для вас время.
► У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.
Ни на одном этапе вам не придется ехать в институт — и поступление, и обучение можно пройти удаленно. Приходите учиться к нам!
Главное, о чем стоит помнить учителю при выборе педагогических методов, это главная цель современного образования – научить ребенка учиться. И если эта цель достигается, значит педагог хорошо справляется со своими обязанностями.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.