Эффективность работы учителя, его отношения с учениками и коллегами зависят не только от того, насколько он компетентен в своей предметной области. Большое значение имеют стиль преподавания и имидж педагога.
Что такое стиль педагогической деятельности?
Стилем преподавания называют индивидуальный подход к реализации педагогического процесса, способ взаимодействия учителя с учениками. Он выражается в стиле педагогического общения, темпераменте педагога, характере его реакции на различные ситуации и поступки детей, в выборе методов и средств обучения, средств поощрения, наказания и других способов психологического и педагогического воздействия.
Программа по теме:
Какими бывают стили работы учителей?
Наиболее популярным является разделение стилей педагогической деятельности на три типа:
1. Авторитарный. Приверженцы этого стиля считаются учеников не равноправными партнерами учебного процесса, а объектами воздействия. Педагог отделяется и от детского коллектива в целом, и от каждого ребенка. Этот подход характеризуется широким использованием поучений и приказов, исполнение которых всегда контролирует сам педагог.
2. Демократический. Учителя, которые выбирают этот стиль педагогической деятельности, уважительно и доброжелательно относятся к ученикам, стремятся построить с ними равноправные отношения. Они терпеливы и терпимы, создают на уроках спокойную, теплую и в то же время деловую атмосферу. Все это обеспечивает условия для успешного развития детской личности, формирует уважение и любовь к педагогу.
3. Либерально-попустительский. Этот стиль деятельности учителя отличается тем, что учебную и личностную инициативу проявляют дети. Педагог практически не использует методы контроля, не заботится о поддержании дисциплины. В первое время ощущение свободы радует детей, но это быстро проходит, ведь для эффективного учебного процесса необходим образец для подражания, наставник, который несет ответственность за себя и учеников.
Как выбирать свой стиль преподавания?
Стиль педагогической деятельности учителя всегда индивидуальный. Полностью скопировать чужой подход к обучению и воспитанию детей невозможно, ведь каждый педагог обладает неповторимым характером, темпераментом, жизненным опытом. К тому же на педагогический стиль оказывают влияние и другие факторы:
- индивидуальные особенности учеников: пол, возраст, характер, уровень интеллектуальной подготовки и учебной активности;
- особенности учебного коллектива, в том числе степень сплоченности;
- тип учебной деятельности и т. д.
Педагогический стиль меняется на протяжении всей карьеры педагога. Но это не значит, что начинающему учителю не нужно задумываться о собственном подходе к учебному процессу.
Молодому специалисту стоит как можно раньше выбрать максимально близкий к своему характеру стиль педагогической деятельности и вносить в него изменения с учетом текущей ситуации. Это позволит быстрее добиться профессионального становления, повысить психологическую устойчивость, развить адекватную и целостную самооценку, снизить негативное влияние на личность внешних факторов, создать условия для роста педагогического мастерства, творчества. К тому же, четкая, понятная и стабильная схема взаимодействия между участниками учебного процесса облегчает общение учителя и учеников.
Зачем современному учителю работать над своим имиджем?
Стиль педагогической деятельности учителя оказывает влияние на его имидж, то есть на эмоциональное восприятие его образа учениками, коллегами, родителями, обществом в целом. Но у педагогического имиджа есть и другие составляющие.
Многие педагоги концентрируются на глубоком знании предмета и повышении педагогической компетентности. При этом они обращают мало внимания на свой внешний вид (одежду, прическу, макияж, голос, походку, любимые позы и жесты), грамотность речи, тактику общения, знание и применение норм делового этикета, соблюдение этики общения и другие детали, из которых формируется облик учителя.
► Для создания положительного педагогического имиджа нужно работать надо всеми его составляющими. Став для детей примером, образцом для подражания не только в знании математики, английского языка или биологии, но и в личностном плане, вы сможете:
- обеспечивать высокое качество воспитания и обучения;
- стимулировать творческую, интеллектуальную, социальную активность учеников;
- формировать личность детей, их нравственные качества, правильное отношение к людям, природе, духовным ценностям, предметному миру;
- воспитывать у детей навыки личного и делового общения, культуру внешности, учит их грамотно говорить и т. д.
К тому же учителя с хорошим имиджем повышают социальный статус, престиж своей профессии. А это ведет к созданию более комфортных условий работы для педагогов в целом.
Какие отношения будут между учителем и учениками, как будет выстраиваться учебный процесс, какое мнение о нем сложится у коллеги и родителей детей, зависит только от самого педагога. Уделяйте внимание индивидуальному стилю педагогической деятельности, имиджу, и тогда вы сможете получать удовольствие от работы и ее результатов.