Кризисные ситуации (авария, теракт) приводят к острому стрессовому расстройству и требуют экстренной помощи квалифицированного специалиста.
Острое стрессовое расстройство (ОСР) выражается в эмоциональной, физической и умственной дезорганизации. Этому состоянию подвержены не только жертвы кризисной ситуации, но и те, кто оказался в нее вовлечен: близкое окружение пострадавшего, врачи, очевидцы. При работе с ОСР важно не нанести еще больше психологических травм, что требует осознанности в подходе к экстренной помощи.
Рассмотрим 3 направления работы с различными категориями лиц, задействованных в кризисной ситуации.
Пострадавшие
Первая и самая очевидная группа людей — пострадавшие, которые находятся в дезориентированом состоянии. Перевозбуждение включает естественные механизмы реакции на стресс, вследствие чего ухудшается рациональность мышления и поведения: человек впадает в ступор или совершает хаотичные движения. Ни в коем случае нельзя оставлять его в таком состоянии одного. Помогая пострадавшему, придерживайтесь следующих пунктов:
- Находитесь рядом с пострадавшим, старайтесь держать зрительный контакт.
- Скажите пострадавшему, что он не одинок. В такой ситуации человеку важно чувствовать опору, чтобы он не мог себе навредить.
- Будьте его связующим звеном с внешним миром. Информируйте о происходящем вокруг: «Скорая уже едет», «Решение проблемы уже ищут».
- Избавьте пострадавшего от лишних глаз. Вокруг ЧС всегда собирается интересующаяся толпа, которая может ввести жертву в состояние паники. Найдите уединенное место или попросите окружающих отойти.
- Установите телесный контакт (поглаживание по руке, обхватывание плечей). Такие действия оказывают на пострадавшего успокаивающий эффект и помогают не погружаться еще сильнее в тревожное состояние.
- Слушайте. Если пострадавший в состоянии вести с вами диалог, то покажите свою заинтересованность и понимание.
Близкие пострадавших
Пострадавший в кризисной ситуации человек может долго находиться в дезориентированном состоянии, что повышает уровень стресса у его окружения. Близкие и родственники — люди, имеющие контакт с жертвой практически 24/7. Важно проинформировать их о правилах поведения с пострадавшим. Попросите их соблюдать следующие пункты:
- Пострадавший плохо усваивает информацию, поэтому слова утешения для него пока лишь пустой звук. Доносите информацию в виде негрубых указаний, фактов: «Успокойся, дыши глубже», «Тебе нужно выпить воды, станет легче».
- Поддержите человека своим присутствием и словами, выражающими понимание. Важно, чтобы он не чувствовал себя одиноко: «Я рядом, я чувствую твою боль».
- Установите физический контакт (объятия, держание за руки, поглаживания по спине). Телесность заземляет пострадавшего, помогает ощущать происходящее.
- Если пострадавший начал плакать, значит, он отходит от шока. Нельзя прерывать этот процесс, позвольте ему выпустить накопившиеся эмоции.
- Если пострадавший проявляет агрессию, ее так же нельзя подавлять или игнорировать. Если агрессия выражается в словах, то просто выслушайте пострадавшего. Если в действиях — постарайтесь направить ее силу в безопасное русло (пробежка, битье посуды / подушки). Подавленная агрессия переходит в соматические проблемы.
Не стоит забывать о тревоге, которую получает близкий человек от переживания за пострадавшего. Проведите успокаивающую беседу, выразите поддержку и благодарность за заботу о пострадавшем.
Очевидцы
Не обязательно быть пострадавшим в кризисной ситуации, чтобы испытать сильный стресс. Будучи свидетелем, человек может принимать позицию так: «на их месте мог быть я». Это приводит к шоку, паническим атакам, истерике. Навязчивые мысли и подсознательный страх опасности могут преследовать такого человека долго, если вовремя не оказать помощь:
- Не оставляйте человека одного с его мыслями и впечатлениями. По возможности поговорите с ним: «Все хорошо, ты в безопасности».
- Направьте активность очевидца в полезное русло. Чаще всего у очевидцев ЧС повышается двигательное возбуждение, с которым им тяжело справиться. Попросите их помочь пострадавшим — раздать воду, поговорить, побыть рядом.
- Если возбужденность очевидца так высока, что он иррационален и не справляется с обычными действиями, то постарайтесь увести его от места ЧС.
► Важно понимать и помнить, что «неадекватное поведение» пострадавших или очевидцев — это адекватная реакция на стресс. Нельзя проявлять к ним агрессию. Халатное отношение может усугубить последствия для психики.
Профессиональную экстренную помощь в кризисных ситуациях могут оказать люди с достаточным уровнем подготовки. Если вы хотите развиваться в этом направлении, обратите внимание на курсы переподготовки «экстремальная психология». Квалификация «кризисный психолог» особенно актуальна в современном мире и нуждается в новых кадрах.