К психологам и психотерапевтам обращаются многие, кто столкнулся с неожиданной и преждевременной потерей близких. Наше время показательно и трагично в плане преждевременного ухода людей из жизни — тысячи людей, погибших от коронавируса, в результате военных действий, природных и техногенных катастроф, некоторые заканчивают свою жизнь самоубийством.
Большинство таких событий возникают неожиданно. Например, уехал человек на работу и разбился насмерть в автокатастрофе, или случился пожар в шахте, ушел в больницу своими ногами, а там скончался в реанимации от осложнений «короны», другой получил смертельную рану в бою и т. п. В таких ситуациях родные и близкие погибших испытывают настоящий психологический шок, но больше всего переживают чувство вины из-за того, что не смогли как-то предотвратить беду. Невозможность вернуть потерянного человека усугубляет остроту переживания горя.
Эксперт нашего института Николай Дмитриевич Узлов, кандидат медицинских наук, практикующий врач-психотерапевт и психолог-консультант с опытом практической деятельности более 45 лет, рассказал нам, как люди справлялись с потерей близкого раньше, и, самое главное, как помочь людям пережить утрату.
Профилактика: попросите у близкого прощения при его жизни
Современный человек предпочитает не думать о смерти, живет по принципу «здесь-и-сейчас». Поэтому смерть для многих, особенно молодых людей, представляется как нечто иррациональное, нереальное, которое касается кого-то других, но не их самих.
В повседневной жизни мы мало говорим с близкими и любимыми о важном и сокровенном, копим в себе какие-то мелкие обиды или высказываем претензии. А когда смерть уносит от нас родных и друзей, горько сожалеем, что сдерживали свои добрые чувства или стеснялись их, откладывали на потом слова любви, которые не успели сказать при жизни.
В России существовали обычаи и ритуалы прощения:
- при расставании люди просили друг у друга прощения и скреплялись дружеским поцелуем — это означало взаимное прощение грехов;
- ежегодно перед Великим постом на Прощеное воскресенье все просили прощения друг у друга: младшие у старших, нижестоящие у вышестоящих.
В русской народной традиции просили о прощении не только людей, но и землю, воду и другие стихии.
В прежние времена человек, который собирался умирать, возвращался в родные места, звал всех родственников. А вызванный к умирающему священник совершал три таинства: соборования, елеосвящения и покаяния.
Профилактика: попрощайтесь с умирающим при его жизни
Сейчас смерть, особенно внезапная и трагическая, не только лишена какого-либо таинства, но и цинична. Она бывает окружена посторонними людьми — спасателями, полицией, врачами скорой помощи, иногда журналистами, просто прохожими. Близким может быть закрыт доступ к умирающим в реанимации, например, по эпидемическим показаниям. Похороны в наше время технологичны и поставлены на поток, отправить усопшего на погост можно в течение суток. Проститься с умершим можно только в прощальном зале при морге, в церкви, на кладбище, где опять же много людей, и ограниченно время.
В итоге выживший остается наедине со своим горем, которое начинает его разрушать изнутри, его разрывает чувство тоски об ушедшем, включаются механизмы саморазрушающего поведения, когда возникает ситуация «мертвый хватает живого», или человек «встает в очередь за смертью».
В основе этого лежат отложенные и нереализованные механизмы прощения и прощания.
Как можно помочь пережить потерю?
Мой опыт психотерапевтической работы с людьми, пережившими утрату, также предполагает инициацию описанных выше механизмов в форме ритуализированных техник. В структурированном виде краткосрочная психотерапия укладывается в 1-3 сеанса и включает в себя следующее: терапевтические интервенции НЛП, приемы эриксоновского гипноза и гештальт-терапии.
Этапы терапии
1. Обычно терапия начинается с процедуры «прерывания зависимости», предполагающей прекращение «энергетической связи» с умершим. Создается свой собственный «фантомный образ» и «фантом» умершего. Клиент визуализирует эту связь в виде лучей, канатов, потоков света, тепла и других энергий. Таким образом, на уровне мыслей и чувств осуществляется связь с умершим. Предлагается разорвать эту связь и направить энергию фантомов на себя. Это же делается и для умершего для создания «энергетической автономии» обоих участников. Наиболее типичная реакция клиентов в последующие несколько дней: некоторое чувство опустошенности, иногда усталости, вялости, но не безразличия, которое быстро проходит, и о котором клиента следует предупредить.
Далее идет работа с «линиями времени»: строится уходящая линия вперед и вверх для клиента, а вперед и вниз («другой мир») для погибшего. Визуализация линий времени проходит в трансовом состоянии.
2. На второй сессии воспроизводятся ритуалы «встречи с умершим», «прощания», «проводов» с помощью известного приема «пустого стула». На пустой стул «высаживается» умерший, и с ним осуществляется диалог. Оба «партнера» обмениваются значимыми репликами, осуществляется пересаживание, когда клиент начинает говорить устами погибшего. На всю эту процедуру дается ограниченное время, не более 5 минут, когда надо сказать друг другу самое важное, значимое, сокровенное, не сказанное при жизни. На этом этапе обе стороны прощают друг друга, исповедуют, завершают «недосказанность» в отношениях («закрывают гештальты»).
Как правило, живущий берет на себя ответственность перед умершим (к чему, собственно, и подводит ритуал «прощения»), например, за будущее детей, их воспитание, завершение совместных дел и проч. При этом контакт с ушедшим не прерывается, а переводится в новую эмоциональную плоскость: «Что надо сделать, чтобы ему в том, другом мире было хорошо и спокойно?» Посылаются ресурсы, используются доступные метафоры. Нередко эта фаза сопровождается бурной эмоциональной реакцией. Психотерапевт обеспечивает клиенту максимальную поддержку и дает ему возможность высказать близкому человеку все, что он чувствует в связи с его уходом. Таким образом, отрабатывается первый компонент незавершенности отношений — прощение.
Когда сильные эмоции изольются, переходят к ритуалу «прощания». Следует окончательно проститься друг с другом, сказав: «Прощай!», ритуально пересаживаясь один раз на стульях. Обычно это очень короткий эпизод: «У вас осталась всего одна минута, чтобы сказать друг другу еще что-то очень важное...». Это особо драматический момент, требующий от пациента напряжения душевных сил, а от психотерапевта — осуществления максимальной поддержки,
Существует два варианта завершения ритуала прощания. В первом случае (сильный катарсис) из комнаты выносится или отодвигается далеко в сторону стул, на котором только что «сидел» умерший, пациента оставляют на 10-15 минут побыть одному. В другом случае психотерапевт помогает клиенту снова отпустить усопшего на «линию времени», которая до момента его смерти шла бок о бок или параллельно с линией живущего. Проводы сопровождаются соответствующей трансовой индукцией.
По окончании рекомендуется выполнить религиозный ритуал (поставить свечу в церкви, помолиться перед иконой, заказать молебен) или ограничиться просмотром семейных фотографий, видео, прочтением писем от ушедшего человека.
Пациенты, прошедшие данную процедуру, отмечают, что умерший стал им реже сниться, перестал звать к себе, думать о нем стало спокойнее, происходит менее драматичное принятие ситуации.
В завершении следует отметить, что горе — это не болезнь, и оно имеет свои стадии развития и разрешения, а горевание — это естественный процесс. Поэтому описанные советы не следует применять слишком рано, во всяком случае, до истечения 40 дней, предписанных религиозными правилами, когда общее поминание также оказывает определенное психотерапевтическое воздействие на людей, переживающих утрату близкого человека.