Между методами логопедии для детей и взрослых есть принципиальные отличия. Различается специфика нарушений, частота и длительность занятий, особенности общения с клиентами и пр. Именно поэтому, даже если вы много лет работали детским логопедом, вы не сможете переключиться на работу со взрослыми без дополнительного обучения.
У нас в АНО «НИИДПО» на направлениях логопедии для взрослых учатся, в том числе те, кто хочет помочь восстановить речь близкому человеку, пережившему инсульт, травму головного мозга и пр. В таких случаях наличие профильной подготовки и уровень образования не имеют значения: мы сделаем всё возможное, чтобы обучить Слушателей рабочим приемам и методам.
С какими нарушениями у взрослых чаще всего работают логопеды?
► Самые распространенные:
- Афазия. Это системное нарушение возникает при поражении речевых зон коры головного мозга. При афазии человеку трудно не только говорить, но и понимать чужую речь. Более того, затрагиваются мышление, память, внимание, хотя интеллект остается на прежнем уровне — эти особенности обязательно должен учитывать логопед при работе со взрослыми с афазией.
- Дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных проводящих путей. Речь человека с дизартрией становится невнятной, смазанной. При тяжелых формах нарушения человек полностью теряет способность говорить.
- Дисфагия. Нарушается функция глотания: при легких формах человек может поперхнуться во время еды, при тяжелых полностью теряет способность глотать пищу.
Программа по теме:
Эти нарушения обычно возникают после инсультов, инфекций головного мозга, черепно-мозговых травм.
Специфика методов работы со взрослыми в логопедии
► Важно учитывать три момента:
- Материалы и приемы, актуальные при работе с детьми, редко подходят взрослым. Применяя их, легко добиться обратного эффекта: клиент чувствует себя неполноценным, когда ему дают детские задания, и может отказаться от занятий со специалистом.
- Работая с ребенком с афазией, логопед идет по пути природного развития речевых навыков: например, сначала помогает повысить подвижность языка, затем дает упражнения на отработку движений, необходимых для правильного произнесения звука, и т. д. Со взрослыми с афазией работают иначе — сразу начинают «со сложного». В отличие от детей, у взрослых уже развиты регуляторные функции, которые позволяют контролировать двигательные акты, и именно на эти функции можно опереться при коррекции нарушений.
- Выбор методов работы со взрослыми напрямую зависит от того, как много времени прошло с начала заболевания или с момента получения травмы. На острой стадии пациенту уже нужна логопедическая помощь, но она заключается в основном в стимуляции к использованию любых доступных средств общения (жесты, мычание и пр.) и растормаживанию способности говорить. Когда побочные нарушения, связанные с состоянием мозга на острой стадии, ослабевают, логопед переходит к восстановительному обучению.
При дизартрии наиболее эффективны артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательные упражнения, постановка правильного произношения звуков и его закрепление в речи. Методы и приемы можно освоить на программах повышения квалификации.
Основной метод логопедической работы при афазии — восстановительное обучение (основоположники — А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова). Важную роль играют компенсаторные возможности: логопед помогает клиенту задействовать нетронутые участки мозга. Например, при афферентной моторной афазии, когда человек не получает адекватную обратную связь от своих органов артикуляции, начинает путать звуки или совсем теряет возможность говорить, помогает опора на зрение. Логопедические занятия проводят перед зеркалом — клиент видит движение своего языка, губ, щек и пр., и это помогает ему восстановить правильное произношение звуков. Обучиться коррекции афазии можно на программах.
Пройдя обучение, вы сможете помогать людям, пережившим инсульт или черепно-мозговую травму, снова начать говорить.
Где можно обучиться логопедической работе со взрослыми?
У нас в АНО «НИИДПО». По направлению логопедии есть программы профпереподготовки (они позволяют освоить новую профессию) и повышения квалификации (разработаны для практикующих специалистов и посвящены конкретным темам и приемам работы логопедов). Обучение проходит в дистанционном* формате. Упор сделан на практику: на программе переподготовки в среднем на каждые 20 часов лекций приходится 30 часов практических заданий, по каждому из которых вы получите обратную связь. На программах повышения квалификации — по 3-4 задания по каждой дисциплине. Практика поможет вам подготовиться к работе с клиентами, а если останутся вопросы, наши эксперты на них ответят и помогут разобраться в теме. После успешной сдачи итоговой аттестации вы получите диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации от института с гос. лицензией — эти документы принимают и работодатели, и аттестационная комиссия. Вы можете подробнее прочитать о процессе поступления и обучения, а если останутся вопросы — обратиться в приемную комиссию института.
Приходите учиться к нам!
*Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.