- Я попал в эту профессию почти случайно. После увольнения с должности руководителя колл-центра я задумался, чем заниматься дальше. И тогда бизнес-партнер предложил мне попробовать себя в психологическом консультировании.
По первому образованию я педагог, поэтому имел базовые знания о психологии. Кроме того, у меня уже был опыт в коучинге. Так я решил попробовать себя в новой профессии. Тогда, в 2014 году, о частной психологической помощи в России знали мало, и открыть практику было проще, чем во многих других странах. Поэтому я рискнул, и у меня получилось. С тех пор я расширил частную практику, увеличил доход, написал 4 книги и организовал онлайн-семинар по психологическому коучингу, где рассказываю о своих методах работы.
- У вас большие достижения в психологическом консультировании! Почему вы решили получить образование в НИИДПО, уже имея серьезный опыт в профессии?
- Я вижу, что в России меняется отношение к психологии, и это касается не только спроса на услуги. Пока психологическая деятельность практически никак не контролируется, специалистам не выдают лицензий, и на это начали обращать внимание на государственном уровне. Я думаю, что в течение 5–7 лет законодательство в этой области изменится: психологические услуги стандартизируют и приведут к единым нормативам. Я решил заранее подготовиться к этим изменениям и получить образование, которое позволит мне вести частную практику с дипломом установленного образца.
Программа, которую закончил Антон:
Изучив информацию о НИИДПО, я убедился, что он отвечает всем моим требованиям. Важным фактором стал и удаленный формат обучения: в силу загруженности у меня не было бы возможности посещать учебу лично. И, конечно, я выбрал большую программу с присвоением квалификации «психолог-психотерапевт» не только для получения диплома — мне хотелось исследовать психотерапию со стороны классического образования.
- Расскажите, удалось ли вам, как опытному специалисту, почерпнуть что-то новое из нашего курса?
- Да, я действительно расширил свое представление о некоторых составляющих психологии. Особенно понравился модуль, где подробно разбиралась анатомия центральной нервной системы. Это помогает лучше оценивать физиологические факторы при работе с клиентом, например, учитывать гормональный дисбаланс.
Также я получил новые знания по возрастной и социальной психологии. Раньше я не касался этих тем в частной практике, и курс дал мне возможность расширить профессиональную картину. Впоследствии, возможно, эти знания пригодятся мне в работе над новыми запросами — я не боюсь сложностей и часто пробую что-то непривычное.
Как найти первых клиентов и перестать бояться конкуренции
- Антон, что нужно сделать, чтобы начинающего специалиста заметили? Сложно ли вам было искать первых клиентов?
- Эта тема действительно актуальна для начинающих психологов с частной практикой. На своем семинаре я тоже затрагиваю этот вопрос и рассказываю коллегам, как найти первых клиентов. Я выделяю 3 главных пункта:
Постарайтесь быть спокойнее — внутренняя уверенность всегда притягивает.
- Необходимо расслабиться и быть готовым к любому результату. Если начинающий специалист ставит перед собой цель «найти клиентов любой ценой», он начинает транслировать внутреннее напряжение. Оно легко считывается и отталкивает окружающих.
- Первое время не нужно делать вложений в рекламу. Просто заявите о себе в личном блоге и начните выпускать тематические посты. Для начала будет достаточно и 100 подписчиков. Постарайтесь не копировать информацию и стиль у других психологов — аудитория прекрасно чувствует, свои ли мысли вы излагаете. Посмотрите на результаты через 2–3 месяца. Если вы видите хороший отклик: лайки, комментарии, возможно, даже заявки, значит, рынок вас принял, и можно начинать вкладываться в продвижение материально. Если же нет – возможно, не стоит тратить все силы, получая малый результат, и успех ждет вас в чем-то другом.
- Не продвигайтесь через «не хочу». Работа современного частного психолога состоит из практики и продвижения, и если вы чувствуете, что самореклама вас утомляет — возможно, стоит сменить тип работы. Например, в клиниках и других организациях психологу не нужно продвигать свои услуги.
Я и сам придерживаюсь этих правил. Точно знаю, что, если привлечение клиентов станет меня утомлять, я оставлю профессию психолога и займусь чем-то другим. Такой подход помогает оставаться энергичным и эффективным профессионалом, который не держится за работу лишь по привычке, а искренне любит свое дело.
- Согласна с вами! А как вы выстраивали цены на свои услуги?
- Я решал эту задачу поэтапно. Сначала поставил 1 500 рублей за диагностику, которая длится около часа (первичный прием), а за полноценную консультацию — 5 000 рублей за 2–4 часа работы. Как только у меня появилось столько заявок, что я не мог взять в работу все, я повысил цены. Этот способ позволяет постепенно увеличивать доход, не опасаясь за поток клиентов и за собственную работоспособность.
Конечно, в финансовом вопросе важна умеренность и личные потребности каждого специалиста. Не стоит, как советуют «инфобизнесмены», брать с клиентов огромные суммы, если вы не чувствуете, что готовы оказать равноценную услугу. На начальном этапе для психолога важнее не прибыль, а отзывы — их стоит собрать как можно больше, даже если сперва придется занижать стоимость. И только после того, как вы получите первую известность и профессиональную репутацию, можно повышать цены — это будет надежно и честно по отношению к клиентам.
- А ощущаете ли вы конкуренцию на рынке психологических услуг? Мешает ли она начинающим специалистам развивать частную практику?
- Честно говоря, я не ощущаю конкуренции и не отношусь к коллегам как к конкурентам. Действительно, психология сейчас находится на подъеме, и количество специалистов в этой сфере выросло. Но спрос до сих пор значительно превышает предложение и продолжает расти на фоне непростых событий последних лет — число запросов с тревожностью и стрессовыми расстройствами увеличивается с каждым месяцем. Чтобы доказать, что конкуренции в психологии не существует, можно обратиться к простым расчетам.
Если охватить все русскоговорящее население мира, оно составит около 250 миллионов человек. Даже сейчас, в эпоху востребованности психологов, из этого числа к специалисту хотят и могут обратиться примерно 10%, то есть 25 миллионов человек. На данный момент в России зарегистрировано более 25 тысяч психологов, но на постоянной основе и активно работают около 18 тысяч. Если поделить 25 миллионов на 18 тысяч — мы получим около 1400 человек на каждого психолога. Чтобы встретиться с каждым из них хотя бы раз, специалисту потребуется около 2 лет, принимая 2 клиентов в день. Но, как мы знаем, запросы редко решаются за один сеанс. Получается, поток работы у российского психолога почти бесконечен. Стоит ли волноваться о конкуренции при таких перспективах? Лучше уделить внимание своему профессиональному росту и продвижению, чтобы ваша встреча с клиентом состоялась как можно быстрее.
Выгорание и другие сложности: с чем предстоит столкнуться психологу и как с этим справляться
- Антон, расскажите о сложностях, с которыми вы сталкиваетесь в работе. Как с ними справляетесь?
- Я постоянно сталкиваюсь со сложностями, и это хорошо, потому что трудности помогают расти. Я не боюсь провалов, потому что не пытаюсь врать клиентам и не обещаю гарантированного результата. По этой же причине меня не страшат новые запросы: недавно, например, я успешно решил проблему синдрома раздраженного кишечника.
Для меня сложности почти всегда сводятся к скрытым факторам. Специалист не знает о них либо из-за нехватки знаний, либо потому, что их скрывает клиент — намеренно или случайно. Например, человек пришел к психологу из-за проблем с родителями. Они работают, а прогресса нет, потому что скрыт важнейший фактор: клиент продолжает жить с родителями. Неудивительно, что, возвращаясь от психолога домой, он попадает в ту же атмосферу, в которой была нанесена травма, и малейшее взаимодействие с родственниками провоцирует у него невротические реакции. В таком случае нужно работать с базовым чувством ответственности и только потом приступать к основному запросу.
Иногда скрытым фактором становится гормональный дисбаланс или генетические нарушения. Работать с таким клиентом — то же самое, что пытаться завести машину без аккумулятора. В этих случаях нужно начинать с фармакологической помощи, которая выровняет состояние человека, и только потом переходить к психотерапии.
Некоторые начинающие психологи волнуются, что им будет сложно работать, если клиент заплачет на консультации. Но слезы — это шаг к решению проблемы, а не дополнительная трудность. Плач помогает высвободить и признать эмоции, которые долгое время накапливались внутри. После него человек чувствует облегчение и значительно приближается к решению проблемы. Поэтому я советую поддерживать клиента во всех эмоциональных проявлениях: пусть он плачет так много и сильно, как только захочет. В моей практике я сталкиваюсь со слезами минимум 2 раза в неделю и каждый раз отмечаю это как прогресс в нашей с клиентом работе.
- Действительно, плач клиента может означать, что психолог хорошо справляется со своей работой — как бы парадоксально это ни звучало. Но чужие эмоции и переживания — это всегда нагрузка на психику. Сталкивались ли вы с выгоранием?
- Да, профессия психолога сильно подвержена выгоранию, и я тоже не раз проходил через это состояние. Но постепенно я выработал для себя правила работы, которые помогают мне оставаться в тонусе и стабильно помогать клиентам без угрозы самочувствию.
Во-первых, я определил свой идеальный график. У меня длительные консультации, поэтому я не провожу более 3 сессий в день. Кому-то удобно работать и с 5 клиентами в день, но для меня такая нагрузка чрезмерна. Два месяца в году я посвящаю отпуску.
Во-вторых, я стараюсь качественно отдыхать. Выключить голову и хорошо расслабиться мне помогают баня, массаж, длительные прогулки. Люблю путешествовать — поездки помогают по-новому взглянуть на себя и профессию. Еще я начал заниматься спортом и на себе убедился, как хорошо он поднимает эффективность работы за счет снижения гормонов стресса — кортизола и адреналина.
- Здорово, что вы нашли идеальный баланс работы и отдыха. Антон, поделитесь вашими планами на будущее?
- Я планирую популяризировать свой онлайн-семинар «Психологический коучинг», расширять его аудиторию. Также планирую пройти обучение у Вима Хофа, спортсмена-экстремала, который разработал собственный метод, позволяющий организму успешно выдерживать низкие температуры и контролировать иммунный ответ.
И еще одна цель, к которой я стремлюсь, — это консультирование на международном рынке. Для этой задачи я активно учу язык и планирую провести первую сессию на английском языке. Было бы интересно посмотреть на разницу между европейским и российским клиентом — думаю, я сделаю много важных наблюдений, которые поднимут мой профессионализм на новый уровень.
- Уверены, что вам удастся реализовать все намеченные планы. Антон, большое спасибо за интервью. Желаем вам удачи!