Почему постоянное обучение — не долг, а внутренняя потребность
— Алина, расскажите, как вы поняли, что хотите стать психологом?
— Психология занимала меня с детства: всегда было интересно наблюдать за людьми, изучать, как устроен их и мой внутренний мир. Мое первое знакомство с психологией произошло в старших классах, на дополнительных практических занятиях, которые проводила для нас классная руководительница. Тогда я задумалась о поступлении на факультет психологии.
В университете я получила ценное академическое образование, без которого невозможно стать специалистом. Но для того, чтобы консультировать и работать с клиентом в терапии, было необходимо получить дополнительные практические навыки. Стало понятно, что мне нужно продолжить обучение, и я поступила в Институт психотерапии, где проучилась 4 года. Только эти годы специфического и глубокого обучения привели меня туда, где я хотела оказаться.
— А почему вас заинтересовала гештальт-терапия?
— Гештальт-направление близко мне своей философией, подходит для моего психотипа и соответствует моим жизненным ценностям. Гештальт-терапия сосредоточена на максимальном присутствии и работе с клиентом «здесь и сейчас». Это метод, который направлен не на техники, упражнения или тесты, а на прямой, осознанный диалог с клиентом. В основе этого психотерапевтического направления лежит целостный подход к личности, объединяя ее эмоциональность, телесность и интеллект. Гештальт-терапия направлена на осознавание, на то, чтобы человек понимал свои чувства, переживания и брал ответственность за свою жизнь.
Но гештальт не стал точкой в моем образовании. Моя профессия требует непрерывного обучения и совершенствования. Так, я прошла большой курс по клинической психологии в НИИДПО. На нем я освежила знания, сориентировалась в современных исследованиях по клинической психологии — курс был для меня интересным и полезным.
Программа, которую закончила Алина:
— Действительно, изменения в профессии и научный прогресс обязывают учиться и повышать квалификацию. Как вы думаете, как часто должен учиться психолог, чтобы оставаться грамотным специалистом?
— Я думаю, что здесь стоит говорить не о долге, а о внутренней потребности и бесконечном любопытстве. Для увлеченного своим делом психолога постоянное обучение становится стилем жизни. Мы с коллегами (вне зависимости от возраста) постоянно посещаем курсы и семинары, не собираясь останавливаться. Работа с человеческой душой – это большая ответственность.
В нашей работе множество нюансов, которые нужно изучить. Невозможно отбирать для практики только досконально известные случаи, ведь клиент не приходит к нам с четким запросом, например, «хочу проработать детскую травму». Человек обращается к психологу, когда ему тревожно, или что-то не получается, или что-то поменялось и он не понимает, как жить дальше. А причины таких состояний могут быть самыми разными: от тревожно-фобического расстройства до нарциссического нарушения личности. Все это составляет широкий спектр запросов и факторов, поэтому я и мои коллеги не прекращаем учиться чему-то новому.
«Я не предлагаю “волшебную таблетку”»: о честности и уважении к читателю
— Алина, вы автор двух книг-бестселлеров: «Ты в порядке. Книга о том, как нельзя с собой и не надо с другими» и «Ты можешь. Книга о том, как найти контакт с собой и реальностью». Расскажите, почему вы начали писать?
— Я всегда любила писать, и у меня еще в школе неплохо получалось. Зная это, я старалась поддерживать и развивать свой талант: брала уроки литературного мастерства, писала посты на сайтах, в соцсетях. Тогда идеи написать книгу еще не было.
Спустя многие годы практики я стала замечать — каждый клиент уникален, но запросы и мои рекомендации часто повторяются. Чувства стыда и вины, неумение слышать друг друга и осознавать эмоции — с этими и другими проблемами сталкивается большинство людей.
Я писала исходя из внутренней потребности, без цели создать бестселлер и стать известной писательницей. Книга — это кот в мешке, и даже опытные издатели не всегда могут точно предсказать, понравится ли она читателям. Но все сложилось: издательство «Альпина Паблишер» заинтересовалось моей темой, книга получилась, понравилась людям и получила продолжение. Я получаю много отзывов, благодарностей от читателей и понимаю, что смогла отразить на бумаге именно то, что вкладывала в свой текст.
Книга «Ты в порядке. Книга о том, как нельзя с собой и не надо с другими» — о том, как сформировать адекватную самооценку, понять причины сложных переживаний и как с ними справляться, как сохранить себя в личных границах и не оттолкнуть других людей, как развивать эмоциональный интеллект. Вторая книга «Ты можешь. Книга о том, как найти контакт с собой и реальностью» – о том, как рисковать, свободно двигаться сквозь неизбежность и трудности, как создавать комфортные отношения с собой, другими людьми и миром. Сейчас я думаю о том, чтобы продолжить эту смысловую цепочку и создать третье произведение.
— А как вы думаете, чем ваши книги выделяются на рынке психологической литературы?
— Прежде всего отмечу, что любая книга (не только психологическая) подобна парфюму: она либо подходит конкретному читателю, либо нет. Не буду делить литературу на «хорошую» и «плохую» — на мой взгляд, в любом произведении может найтись хотя бы глава или абзац, которые кого-то зацепят и заставят задуматься. Я верю, что читатель сам разберется и возьмет с полки то, что подойдет ему лучше всего.
Именно этот принцип уважения к читателю лег в основу моих книг. Я стараюсь быть с ним максимально честной. Не предлагаю «волшебные таблетки» — мифические техники, решающие все проблемы за один день, не прибегаю к искусственному оптимизму и не упрощаю то, над чем стоит задуматься. Мои книги похожи на маленький курс терапии, где я на примере разных историй показываю, с чем сталкиваются люди и как помочь себе в описанных ситуациях. Изначально я рассчитывала на аудиторию 30+, но получаю отзывы и от совсем молодых людей, даже подростков. Получается, мои книги подходят практически всем возрастам и нацелены на определенный тип читателей: вдумчивый, заинтересованный своим внутренним миром.
— Алина, вы совмещаете писательство и частную практику — должно быть, это непросто. Как вам удается все успевать и не выгорать в процессе?
— Лично для меня работа над книгой — колоссальный труд, он сопряжен со строгим графиком и большим напряжением. Вопреки распространенному мнению, книги не пишутся по вдохновению. Да, это бонус, который помогает в работе, но также это большая редкость. Труд писателя требует полного погружения в материал: иногда я делаю заметки даже в очереди, потому что пришла новая идея и нельзя ее упустить.
В среднем я работаю над произведением 9 месяцев и специально выделяю время под творчество. Составляю четкие расчеты на основании договора с издательством: сколько и за какой срок я должна написать. На этот период я отказываюсь от поездок, отдыха, посиделок с друзьями — моя жизнь во время написания книги кардинально меняется, и на это тоже нужно решиться. При этом остаются консультации с клиентами, я не прекращаю практиковать. Иногда я слышу от знакомых фразу: «как тебе повезло, у тебя есть книга!» Но здесь нет никакого везения — только труд и интерес к своему делу.
Мне нравится процесс писательства. Это особый кайф — удачно выразить мысль, подобрать метафору, описать историю, которая откликнется у читателей.
Интерес и профессионализм спасают меня от выгорания. Психолог умеет отслеживать свое состояние, иначе он не сможет помочь клиенту. Этот навык нарабатывается годами в обучении, личной терапии, супервизии. В контакте с клиентом психолог должен не только отслеживать эмоции, но и отделять себя от переживаний клиента. В нашей работе важно оставаться эмпатичным, но не брать на себя чужую боль. Именно по этой причине мы, как и хирурги, не консультируем близких: с ними невозможно держать нужную дистанцию.
Не бояться конкуренции и не торопиться: как начать частную практику
— Алина, многие начинающие психологи тревожатся, что не смогут «раскрутиться» и справиться с конкуренцией. Расскажите, с какими трудностями вы сталкивались в начале карьеры и как с ними справлялись?
— Между консультирующими психологами не может быть конкуренции. Каждый клиент подбирает себе специалиста, обращая внимание не только на его профессиональные достижения, но и на человеческие качества: схожесть темпераментов, манера общения, возможность доверять. Мы с коллегами рекомендуем друг друга своим клиентам, если специализация коллеги больше подходит под запрос клиента.
Но в том, что касается «раскрутки», старт частной практики был для меня непростым. Когда я начинала практиковать, клиенты в основном приходили по “сарафанному радио”. Сейчас же возможностей заявить о себе намного больше: это и социальные сети, и сайты-агрегаторы, и тематические сообщества с активной аудиторией. И все-таки я бы посоветовала начинающим специалистам не торопиться, а уделить больше внимания обучению, формированию устойчивой профессиональной идентичности. Качественное образование поможет чувствовать себя уверенно.
— Согласна с вами. Алина, напоследок поделитесь, пожалуйста, вашими планами на будущее.
— Я буду совершенствоваться в том, что уже умею и знаю. Я продолжаю принимать клиентов очно и онлайн, а также работаю с психотерапевтическими группами и веду обучающие проекты.
И, конечно, я продолжаю писать. Это моя отдушина и вторая любимая работа.
— Уверена, что вы осуществите все задуманное! Спасибо за интересное интервью. Мы желаем вам удачи и успехов!