— Почему нарциссы — хрупкие люди?
— Сила защиты пропорциональна хрупкости организации. Это справедливо для всех людей. Только нарцисс защищает самое хрупкое, что у него есть, — свою самооценку и самовосприятие. Чем больше у человека стыда, тем сильнее его защита. Чем больше у него бессознательного (а у некоторых — сознательного ощущения своей ничтожности и ущербности), тем больше у него компенсации, попыток доказать что-то себе и другим. Это закон психологии: чем уязвимее — тем сильнее защита. Внутреннее «Я» нарцисса очень хрупкое.
— Почему вы решили написать первую книгу именно про нарциссизм?
— К тому моменту, как меня пригласили в издательство и предложили написать книгу, материала на эту тему накопилось много. Я сама работала с этой темой в терапии, было много клиентов с такими запросами. Но я не понимала, как написать книгу так, чтобы это было не занудно, а интересно.
В итоге сначала я написала несколько шуточных рассказов про Маленькую Нарциссочку. Как потом оказалось, это именно та доступная форма для сложного содержания про нарциссизм, который легко читать. Маленькая Нарциссочка родилась из собственного опыта и из работы с клиентами. И потом для многих оказалась прекрасной иллюстрацией того, что с ними происходит.
—– Как появилась идея Маленькой Нарциссочки?
— «Жила-была Маленькая Нарциссочка...» Так начинается большинство рассказов в книге «Хрупкие люди». Само ее имя говорит о многом: Нарциссочка не большая и грандиозная, хотя очень к этому стремится. Она маленькая и бесконечно стыдится своей ущербности. Она вечно не соответствует и не дотягивает до ожиданий от себя. Потому она и воплощает мое понимание дефицитарного нарциссизма. Книга о людях, которые вечно ощущают себя «недо».
— Почему героиня второй вашей книги — Красная Шапочка?
— Красная Шапочка всегда была для меня понятным феноменом психологического путешествия. Не могу сказать, что я где-то это нашла. Я помню, что на государственном экзамене по психологии мы с экзаменатором посмеялись на эту тему. Я сказала, что Красная Шапочка должна была походить по темному лесу и оказаться в постели с Волком, чтобы потом понять, что не с каждым из них надо укладываться в кровать.
Для меня в первую очередь это метафора про то, что опыт нужен не только хороший, но и плохой. Но благодаря ему мы мудреем и узнаем жизнь. А еще мы все хотим, чтобы нам, как Красной Шапочке, сложили в корзинку только вкусных и румяных пирожков. А приходится забирать с собой все, даже самое неприятное семейное наследство. И идти через темный лес к бабушке, собирая все свои шишки.
Клиентки часто норовят сделать из своей истории нарциссическое путешествие: у меня должен был быть безошибочный, исключительно удачный жизненный путь. А на деле получилось не так. Как и у других людей. Залогом счастья во второй половине жизни является то, что мы должны потерять все эти нарциссические фантазии по дороге.
— В книге «Все дороги ведут к себе» вы пишете про здоровый феминизм. Почему вы решили написать об этом?
— Изначально при возникновении феминизма женская независимость была очень востребована и необходима. Эта идея продвинула общество вперед. Но сейчас все качнулось в другой полюс, когда кажется, что женщина полноценна, только если самодостаточна, то есть ни в ком не должна нуждаться.
Здоровый феминизм — это когда женщина нормальна сама по себе, и для счастья и реализованности ей нужны люди, мужчины в том числе. Мы взаимозависимы и не должны в одиночку уметь удовлетворять все свои потребности. Нам нужен кто-то для тепла, любви, общения и пр.
Это здоровая зависимость, когда мы не повышаем свою самооценку за счет мужчины. И не считаем его ничем нам изначально обязанным. Но мы при этом не ударяемся в другой полюс, когда и без мужчин нам хорошо, и они принципиально не нужны. Здоровый феминизм — это баланс между нуждаемостью и свободой.
Советы начинающим психологам от Юлии
Я боюсь, что скажу совсем банальные вещи. Потому что они всем известны.
- Личная терапия. Базовое требование. Когда вы имеете доступ к своим психическим процессам, это помогает лучше понимать и видеть эти процессы у клиентов. Личная терапия дает насмотренность психических феноменов у других, развивает эмпатию. Расширяет ваш инструментарий.
- Терапевтические группы. Когда ощущаешь себя частью группы и видишь разную реакцию людей на одно и то же, то начинаешь понимать, насколько разные эмоции, мысли и переживания могут вызывать одни и те же вещи. Это помогает не быть категоричными в терапии.
- Супервизорские группы. Заметьте: даже не личная супервизия, хотя она, безусловно, важна. Если вы только начинаете, испытываете неуверенность в себе, боитесь заявляться как терапевт, то идите в составе группы коллег. Возможно, таких же начинающих. Во-первых, вы увидите, что у всех одни и те же страхи, а не вы один такой неумелый. А во-вторых, внимание и уважение коллег принесет вам ощущение «вписанности» в профессиональную среду. Вы это почувствуете, когда другие терапевты рядом будут вас слушать, обсуждать ваши слова и пр.
- Прочитайте статью Д. Винникотта про «достаточно хорошую мать». Я шучу, что «нам достаточно быть достаточно хорошими терапевтами». Простите за каламбур. Идеальный терапевт — самое худшее зло, которое измучает клиентов своим совершенством. Понятно, что в начале терапии у нас много грандиозных фантазий. Мы уверены, что должны всегда знать, как поступать, всех вылечить и всех спасти. Никогда не уставать и уметь помочь в любой ситуации. Ну и все клиенты должны нас выбирать, не отказываться и не уходить. Но опять же, на своем профессиональном пути для своего же блага мы теряем эти нарциссические фантазии. Это сберегает нам нервы и оставляет достаточно хороший образ себя. Именно этим мы помогаем другим людям.
- Интервизорские группы. Обязательно организуйте подобное. Собирайтесь тройками и работайте по очереди: клиент, терапевт, наблюдатель. В интервизии можно отработать что-то с коллегой, если ты пока боишься это делать с клиентом.
- И последнее: возможно, на своем пути обучения вы поймете, что пришли в профессию, чтобы помочь себе. Это нормально. И вы можете отказаться от практики. Это тоже нужно уметь признать. Знания, полученные после обучения, можно использовать в других областях. Учеба может пойти в ваш личностный капитал, и поверьте, вы точно делали все это не зря. Даже если не решитесь работать с клиентами.
Помните, что большой путь начинается с первых шагов, но без первых шагов он не начнется. Если мы не начнем сами к себе бережно относиться, то мы и клиента в дальнейшем этому не сможем научить.
P.S. Совсем скоро у Юлии Пирумовой выйдет третья книга про сепарацию. Издательство планирует выпустить книгу осенью.