8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Запуск речи у неговорящих детей — что может сделать логопед?

В последние годы специалисты наблюдают рост числа детей, нуждающихся в логопедической помощи. При этом многие из них не овладевают речью в положенный срок. В статье мы подробно обсудим ключевые этапы развития речи у детей, разберем актуальные методики, которые используют логопеды для запуска речи ребенка, и расскажем, где логопеды могут обучиться этим методикам.

Содержание статьи:

Ключевые этапы развития речи у ребенка

Запуском речи называют специальные методики, стимулирующие развитие коммуникативных навыков у ребенка. Речь ребенка требует запуска в тех случаях, когда она или не соответствует нормам развития, или отсутствует вовсе.

Принято выделять следующие этапы развития речи у детей: 

  • Предречевой период

Дети в возрасте 2–3 месяцев начинают издавать звуки, реагировать на звуки вокруг и постепенно использовать жесты и мимику.

  • Период начального произношения звуков

Дети в возрасте 6 месяцев начинают издавать еще больше различных звуков и повторять их, например, «ма-ма», «га-га», «ля-ля» и так далее.

  • Период односложных и простых слов

Дети в возрасте 12 месяцев начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «мяч», «сок». В этом возрасте они воспринимают больше слов, чем сами могут сказать.

  • Период двусложных слов и фраз

Дети в возрасте 1,5–2 лет сообщают о своих потребностях и желаниях словосочетаниями, например «моя каша», «дай мяч». 

  • Период грамматического развития

Дети в возрасте 2–3 лет начинают разговаривать более сложными фразами, а также использовать множественное число, союзы, предлоги и падежи.

  • Развитие словарного запаса и связной речи

Дети в возрасте 3–4 лет начинают разговаривать еще более связно, формулируют более сложные предложения и уже могут рассказать небольшую историю о чем-то, что произошло с ними за день, или о чем-то, что они услышали.

Важно понимать, что нормы развития речи — это лишь ориентиры, которые не стоит воспринимать как строгие рамки, ведь все дети развиваются в своем темпе. Однако в случае серьезного отклонения от приведенных выше норм важно обратиться к специалисту.

Сигналы, что речь ребенка необходимо запускать:

  1. Отсутствие речи или ее ограниченность:
  • в возрасте 2 месяцев ребенок почти не производит звуки и не кричит;
  • в 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не улыбается и не повторяет слоги;
  • в 7–8 месяцев ребенок не обращает внимание на голоса родителей;
  • в 10 месяцев ребенок не лепечет;
  • в 2 года ребенок не понимает обращений к нему, использует максимум 10–20 слов и произносит их неразборчиво;
  • в 3 года ребенок почти не говорит, не может формулировать простые предложения, знает около 50 слов, и в его речи много ошибок.
  1. Небольшой словарный запас

Если у ребенка маленький словарный запас, и ему трудно запоминать новые слова, то в развитии речи ему может потребоваться помощь специалиста.

  1. Трудности в понимании речи

Если ребенок с трудом понимает простые просьбы или не реагирует на речь окружающих, это может означать, что у него есть проблемы со слухом или речевым аппаратом.

  1. Отсутствие коммуникативных навыков

Если ребенок не пытается общаться, не использует жесты или другие средства коммуникации для того, чтобы объяснить, чего он хочет, это также может означать, что его речь необходимо запускать.

  1. Социальные и поведенческие сигналы

Если у ребенка наблюдается повышенная тревожность и трудности во взаимодействии с другими детьми и взрослыми — это еще один сигнал, который может свидетельствовать о проблемах с коммуникативными навыками.

Этапы запуска речи у неговорящих детей

Первым делом логопеды устанавливают контакт с ребенком, стараются найти с ним общий язык и определить, какие виды активностей ему нравятся. Затем логопеды предлагают ребенку различные игры и поощряют за речевые реакции во время игр, если они возникают. Однако на первых этапах запуска речи у неговорящих детей очень важно не давить на них с речевой реакцией, так как некоторые дети могут замкнуться, и тогда запустить их речь станет гораздо сложнее. 

На третьем этапе логопеды развивают у ребенка двигательное подражание — учат его повторять движения за взрослым и играют с ним в игры, которые требуют звукового сопровождения. Например, имитируют падение с кочек в ямку со звуком «бух». Ребенок радуется, потому что делает активные движения, и на фоне эмоционального всплеска может произнести звук или даже слово.

Четвертый этап — развитие понимания речи с помощью вопросов о предметах: «Где мяч? Покажи». Так, ребенок учится устанавливать связь между предметом и его названием. Для этой же цели используется чтения небольших детских сказок. Ребенок увлекается сюжетом, который вызывает у него сильные эмоции, например, переживание за развитие событий, и под влиянием этих эмоций он начинает произносить слова из сказки. Особенно хорошо это работает со сказками, где слова повторяются. Например, в сказке «Репка» часто используются глаголы «тянут-потянут», а в сказке «Колобок» — глаголы «катится-катится».

На следующих этапах логопеды работают с гласными и согласными звуками: учат ребенка правильно произносить каждый отдельный звук и только потом изучают, как формировать слоги и как в них произносятся звуки. 

После изучения слогов логопед учит ребенка произносить слова, а еще позже начинает работать с его лексическим запасом. 

Какие методики может использовать логопед для запуска речи у детей?

Один из самых популярных подходов для запуска речи у детей — игровой. Суть этой методики проста: специалист выбирает игру, которая требует от ребенка использовать слова или звуки, и пытается заинтересовать его этой игрой.

Допустим, можно поиграть с ребенком в «санки». Для этого надо изобразить санки — например, с помощью шарфа, на котором сидит небольшая игрушка — заяц или медведь. Катание на «санках» нужно сопровождать звуком «ууух». Когда ребенок вовлечется в игру, он тоже начнет пытаться произнести этот звук, — в этом цель методики.

Еще один подход, с помощью которого запускают речь ребенка, — визуальный. Для работы по этой методике специалисты используют кубики с буквами или карточки с картинками — так ребенок учится устанавливать связь между изображениями и предметами и быстрее запоминает новые слова.

Если ребенок почти не произносит звуков или у него совсем отсутствует речь, специалисты стимулируют ребенка использовать такие способы коммуникации, как жесты и мимика. Это положительно сказывается на развитии ребенка, а также дает ему возможность свободнее выражать свои потребности и мысли.

В работе с детьми, у которых речь уже присутствует, но ее нужно развить, используют моделирование речи. Например, специалист указывает ребенку на зайца, ребенок произносит «заяц», и специалист дополняет — «да, это большой серый заяц». Это позволяет ребенку установить связь между предметом и его характеристиками и пополнить словарный запас.

Специалисты также используют методику повторения и подражания — стимулируют ребенка подражать различным звукам и повторять услышанное. Это помогает ребенку научится четче произносить звуки и делает его речь более внятной.

Важной частью занятий, на которых запускается речь ребенка, является артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, которые помогают укрепить артикуляционные органы (губы, язык и мягкое нёбо). Занятия этим видом гимнастики помогают сделать речь ребенка более понятной.

Другая методика, полезная как в работе с детьми, у которых присутствует речь, так и в работе с неговорящими детьми, — дыхательная гимнастика. Она помогает укрепить дыхательные органы ребенка, а также успокаивает и расслабляет.

Специалисту необходимо понимать, что у каждого свои особенности, поэтому очень важно выбирать методики, подходящие конкретному ребенку.

Где учиться, чтобы работать специалистом по запуску речи у неговорящих детей

Чтобы стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей и получить глубокие теоретические знания, можно пройти курсы повышения квалификации. Удостоверение о повышении квалификации принимают работодатели по всей России — оно дает право работать в образовательных организациях, поликлиниках и реабилитационных центрах, а также позволяет вести частную практику. 

➥ В НИИДПО вы можете дистанционно выучиться на специалиста по запуску речи у неговорящих детей на онлайн-курсах: 

Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
8 800 руб
5 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.