Задержка речевого развития у детей — это отставание ребенка в приобретении речевых навыков по сравнению с нормой, которая характерна для его возраста.
Содержание статьи:
- Причины задержки речевого развития
- Где выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития
- Симптомы задержки развития речи у ребенка
- Особенности детей с задержкой речевого развития
- Методики преодоления задержки речевого развития у ребенка
Причины задержки речевого развития
Причин, по которым у детей возникает задержка речевого развития, довольно много. Наиболее распространенные причины задержки речевого развития разделяют на биологические (то есть связанные с органическими нарушениями или пороками развития) и социальные (то есть связанные со средой, в которой находится ребенок).
Биологические причины:
- Заболевания ребенка в первые годы жизни
Причинами задержки развития речи могут быть заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы.
- Незначительная мозговая дисфункция
Причиной задержки речевого развития может быть и перинатальная энцефалопатия (повреждение головного мозга), которая может быть вызвана: внутриутробной гипоксией (недостаток кислорода) и асфиксией (нарушение газообмена в организме ребенка) во время родов, родовыми травмами, инфекциями (например, корь, краснуха, скарлатина, грипп, герпес, ВИЧ и другие).
- Наследственная предрасположенность
Если у кого-то из родителей ребенка были проблемы с речью, риск появления у ребенка задержки речи повышается.
- Проблемы со слухом
Детям, страдающим от проблем со слухом, трудно воспринимать звуки и понимать речь окружающих, и из-за этого им сложно развивать речевые навыки.
- Недостатки в развитии артикуляционного аппарата
Проблемы со строением и функциями органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба) могут препятствовать правильному произношению звуков, что также может вызвать задержку развития речи у ребенка.
Социальные причины:
- Отсутствие стимуляции речи и недостаточное общение с ребенком
Речевое развитие детей тесно связано с окружающей их средой. Недостаток речевого взаимодействия и отсутствие стимуляции к речевому общению в раннем детстве может замедлить развитие речи у ребенка.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия
Условия, в которых растет ребенок, влияют на его развитие, в том числе речевое. Плохие жилищные условия, недостаточный уход за ребенком также могут стать причиной задержки речевого развития.
- Стресс
Перенесенный стресс, особенно, в период активного развития речи (около 1,5–3 лет) может быть причиной возникновения у детей психологических нарушений, в том числе психосоматических расстройств, из-за которых может возникнуть задержка в речевом развитии.
Где выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития
Для того, чтобы быть специалистом по работе с детьми с задержкой речевого развития, необязательно заканчивать университет. Для этого можно пройти курсы профессиональной переподготовки.
➥ В НИИДПО вы можете выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития на онлайн-курсах:
Симптомы задержки развития речи у ребенка
Симптомы задержки речевого развития у ребенка в разном возрасте, при появлении которых стоит обратиться к специалисту:
- Ребенок в возрасте до 1 года не лепечет;
- Ребенок в возрасте 1 года не реагирует на звуки;
- Ребенок в возрасте 1,5 лет не пытается повторять слова окружающих;
- Ребенок в 1,5–2 лет не может понять, когда его просят выполнить простое задание (дай, покажи и так далее);
- Ребенок в возрасте 2 лет не произносит слова;
- Ребенок в возрасте 2,5–3 лет не может соединить слова в простые фразы;
- Ребенок в возрасте 3 лет не говорит простыми предложениями;
- Ребенок преимущественно использует неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
Особенности детей с задержкой речевого развития
Задержка речевого развития может проявляться у детей по-разному. Чаще всего у таких детей наблюдаются следующие особенности:
- У детей с задержкой развития речи довольно часто ограниченный словарный запас, поэтому им трудно запоминать и использовать новые слова.
- Дети с задержкой развития речи могут иметь проблемы с произношением отдельных звуков, из-за чего слова, которые они произносят, могут быть непонятны окружающим.
- Дети с задержкой развития речи сталкиваются с трудностями при формулировании предложений, например, они могут путать порядок слов, неправильно использовать местоимения и числительные.
- Детям с задержкой развития речи может быть трудно структурировать свои мысли и выражать их связно. Например, во время рассказа у ребенка может отсутствовать логическая последовательность событий или связь между идеями, о которых он говорит.
- Детям с задержкой развития речи может быть сложно понимать речь окружающих, отвечать на вопросы или выполнять действия, которые их попросили сделать.
- Детям с задержкой развития речи может быть не просто устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми, а также сложно начинать и поддерживать с ними разговор.
Методики преодоления задержки речевого развития у ребенка
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития у детей представляет собой комплексный подход, который состоит из логопедической работы, психологического вмешательства и медикаментозного лечения. Конкретные методики коррекционной работы, которые выбирают специалисты, зависят от причины задержки речи и индивидуальных особенностей ребенка.
Например, если причиной задержки развития речи стали социальные факторы, то для ребенка обеспечивается гармоничная окружающая среда. В таком случае родителям рекомендуют направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он будет взаимодействовать со сверстниками и учиться общаться с ними.
Пребывание ребенка в детском саду обычно сопровождается занятиями с логопедом. В занятия включаются задания,стимулирующие речь ребенка, упражнения на расширение словарного запаса, различные развивающие игры.
В случаях, когда у ребенка выявлены патологии головного мозга, врач-невролог может назначить медикаментозное лечение. Оно может состоять из приема ноотропных средств или физиотерапии, которая будет способствовать активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Как дополнение к этому невролог может рекомендовать проведение общеукрепляющего массажа, а также логопедического массажа артикуляционных органов.
Одна из самых популярных применяемых техник – артикуляционная гимнастика, которая включает упражнения для укрепления мышц и развития подвижности органов речевого аппарата.
Помимо этого в работе по развитию речи используются упражнения на звукоподражание, произношение чистоговорок и скороговорок.
Для развития речи ребенка логопеды используют методы, которые направлены не только на работу с речью ребенка, но и на развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мыслительных процессов, общей и мелкой моторики.
Важно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому методики должны быть адаптированы под его возможности. Для помощи ребенку в развитии его речевых навыков стоит обратиться к логопеду и другим специалистам. Они разработают индивидуальный план коррекции, который будет учитывать все особенности ребенка и поможет преодолеть задержку в развитии речи.
Программа обучения по теме