8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы и методики преодоления

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы и методики преодоления

Задержка речевого развития у детей — это отставание ребенка в приобретении речевых навыков по сравнению с нормой, которая характерна для его возраста.

Содержание статьи:

Задержка речевого развития у детей

Причины задержки речевого развития

Причин, по которым у детей возникает задержка речевого развития, довольно много. Наиболее распространенные причины задержки речевого развития разделяют на биологические (то есть связанные с органическими нарушениями или пороками развития) и социальные (то есть связанные со средой, в которой находится ребенок).

Биологические причины:

  1. Заболевания ребенка в первые годы жизни

Причинами задержки развития речи могут быть заболевания, которые ребенок перенес в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы.

  1. Незначительная мозговая дисфункция

Причиной задержки речевого развития может быть и перинатальная энцефалопатия (повреждение головного мозга), которая может быть вызвана: внутриутробной гипоксией (недостаток кислорода) и асфиксией (нарушение газообмена в организме ребенка) во время родов, родовыми травмами, инфекциями (например, корь, краснуха, скарлатина, грипп, герпес, ВИЧ и другие).

  1. Наследственная предрасположенность

Если у кого-то из родителей ребенка были проблемы с речью, риск появления у ребенка задержки речи повышается.

  1. Проблемы со слухом

Детям, страдающим от проблем со слухом, трудно воспринимать звуки и понимать речь окружающих, и из-за этого им сложно развивать речевые навыки.

  1. Недостатки в развитии артикуляционного аппарата

Проблемы со строением и функциями органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба) могут препятствовать правильному произношению звуков, что также может вызвать задержку развития речи у ребенка. 

Социальные причины:

  1. Отсутствие стимуляции речи и недостаточное общение с ребенком

Речевое развитие детей тесно связано с окружающей их средой. Недостаток речевого взаимодействия и отсутствие стимуляции к речевому общению в раннем детстве может замедлить развитие речи у ребенка.

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия 

Условия, в которых растет ребенок, влияют на его развитие, в том числе речевое. Плохие жилищные условия, недостаточный уход за ребенком также могут стать причиной задержки речевого развития.

  1. Стресс

Перенесенный стресс, особенно, в период активного развития речи (около 1,5–3 лет) может быть причиной возникновения у детей психологических нарушений, в том числе психосоматических расстройств, из-за которых может возникнуть задержка в речевом развитии.

Где выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития

Для того, чтобы быть специалистом по работе с детьми с задержкой речевого развития, необязательно заканчивать университет. Для этого можно пройти курсы профессиональной переподготовки. 

➥ В НИИДПО вы можете выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития на онлайн-курсах:

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
79 100 руб
58 990 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Симптомы задержки развития речи у ребенка

Симптомы задержки речевого развития у ребенка в разном возрасте, при появлении которых стоит обратиться к специалисту:

  • Ребенок в возрасте до 1 года не лепечет;
  • Ребенок в возрасте 1 года не реагирует на звуки;
  • Ребенок в возрасте 1,5 лет не пытается повторять слова окружающих;
  • Ребенок в 1,5–2 лет не может понять, когда его просят выполнить простое задание (дай, покажи и так далее);
  • Ребенок в возрасте 2 лет не произносит слова;
  • Ребенок в возрасте 2,5–3 лет не может соединить слова в простые фразы;
  • Ребенок в возрасте 3 лет не говорит простыми предложениями;
  • Ребенок преимущественно использует неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).

Особенности детей с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития может проявляться у детей по-разному. Чаще всего у таких детей наблюдаются следующие особенности:

  • У детей с задержкой развития речи довольно часто ограниченный словарный запас, поэтому им трудно запоминать и использовать новые слова.
  • Дети с задержкой развития речи могут иметь проблемы с произношением отдельных звуков, из-за чего слова, которые они произносят, могут быть непонятны окружающим.
  • Дети с задержкой развития речи сталкиваются с трудностями при формулировании предложений, например, они могут путать порядок слов, неправильно использовать местоимения и числительные.
  • Детям с задержкой развития речи может быть трудно структурировать свои мысли и выражать их связно. Например, во время рассказа у ребенка может отсутствовать логическая последовательность событий или связь между идеями, о которых он говорит.
  • Детям с задержкой развития речи может быть сложно понимать речь окружающих, отвечать на вопросы или выполнять действия, которые их попросили сделать.
  • Детям с задержкой развития речи может быть не просто устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми, а также сложно начинать и поддерживать с ними разговор.

Методики преодоления задержки речевого развития у ребенка

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития у детей представляет собой комплексный подход, который состоит из логопедической работы, психологического вмешательства и медикаментозного лечения. Конкретные методики коррекционной работы, которые выбирают специалисты, зависят от причины задержки речи и индивидуальных особенностей ребенка. 

Например, если причиной задержки развития речи стали социальные факторы, то для ребенка обеспечивается гармоничная окружающая среда. В таком случае родителям рекомендуют направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он будет взаимодействовать со сверстниками и учиться общаться с ними.

Пребывание ребенка в детском саду обычно сопровождается занятиями с логопедом. В занятия включаются задания,стимулирующие речь ребенка, упражнения на расширение словарного запаса, различные развивающие игры.

В случаях, когда у ребенка выявлены патологии головного мозга, врач-невролог может назначить медикаментозное лечение. Оно может состоять из приема ноотропных средств или физиотерапии, которая будет способствовать активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Как дополнение к этому невролог может рекомендовать проведение общеукрепляющего массажа, а также логопедического массажа артикуляционных органов.

Одна из самых популярных применяемых техник – артикуляционная гимнастика, которая включает упражнения для укрепления мышц и развития подвижности органов речевого аппарата. 

Помимо этого в работе по развитию речи используются упражнения на звукоподражание, произношение чистоговорок и скороговорок.

Для развития речи ребенка логопеды используют методы, которые направлены не только на работу с речью ребенка, но и на развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мыслительных процессов, общей и мелкой моторики. 

Важно отметить, что каждый ребенок уникален, поэтому методики должны быть адаптированы под его возможности. Для помощи ребенку в развитии его речевых навыков стоит обратиться к логопеду и другим специалистам. Они разработают индивидуальный план коррекции, который будет учитывать все особенности ребенка и поможет преодолеть задержку в развитии речи.

Программа обучения по теме

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
79 100 руб
58 990 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
 

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.