Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это группа стойких специфических отклонений в развитии речевой функции, которые наблюдаются у детей при сохранном физическом слухе и интеллектуальном развитии. К ТНР относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию при общем недоразвитии речи, заикание.
Содержание статьи:
- Причины тяжелых нарушений речи
- Где выучиться на специалиста по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
- Группы детей с тяжелыми нарушениями речи
- Какие бывают виды тяжелых нарушений речи
- Особенности работы с детьми с ТНР
- Методики для детей с ТНР
Причины тяжелых нарушений речи
Причины возникновения тяжелых нарушений речи различны.
Различают внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, которые влияют на организм ребенка и могут вызывать речевые отклонения.
Внутренние (эндогенные) факторы
- Внутриутробная патология:
- Гипоксия плода, которая может быть вызвана нарушением кровообращения плаценты, недостаточной сердечной деятельностью плода, различными заболеваниями матери.
- Инфекционные заболевания у матери во время беременности (корь, краснуха, скарлатина, грипп, герпес, ВИЧ).
- Травмы матери во время беременности — удары, падения.
- Резус-конфликт, который возникает у беременной женщины с отрицательным резус-фактором при положительном резус-факторе у плода.
- Родовая травма или асфиксия могут привести к внутричерепному кровоизлиянию и нарушению иннервации речевого аппарата.
- Курение, употребление алкоголя или наркотических веществ матерью во время беременности или кормления ребенка могут вызвать гипоксию плода или быть причиной развития различных заболеваний у ребенка.
- Неустойчивое психическое состояние матери - депрессия, тревожность и другие психические расстройства негативно влияют на здоровье матери и ее образ жизни, что, в свою очередь, негативно сказывается на здоровье ребенка.
- Наследственная предрасположенность - при наличии речевых нарушений у кого-то из родителей риск развития речевых нарушений у ребенка повышается.
- Заболевания ребенка в первые годы жизни (например, отит, пневмония, нейроинфекции), а также травмы головы, как правило приводят к речевой патологии в дальнейшем.
Внешние (экзогенные) факторы:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия. Отсутствие эмоционального контакта с ребенком, изоляция от социальных контактов, неблагополучный климат в семье - часто приводят к тяжелой речевой патологии.
- Дефицит речевого общения или неблагоприятное речевое окружение ребенка (отсутствие полноценного речевого климата, речевая изоляция, наличие членов семьи с проблемам в речи) не дают возможности полноценного формирования и развития речевой функции.
- Стрессовые ситуации могут быть причиной психологических нарушений, которые ведут к проблемам с речью у ребенка.
Где выучиться на специалиста по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Для того, чтобы быть специалистом по работе с детьми с тяжелым нарушениями речи, не обязательно заканчивать университет. Для работы в области тяжелых нарушений речи можно пройти курсы профпереподготовки или повышения квалификации.
➥ В НИИДПО вы можете выучиться на специалиста по работе с тяжелыми нарушениями речи на онлайн-курсах:
Группы детей с тяжелыми нарушениями речи
В соответствии с тяжестью речевых нарушений и уровнем речевого развития, условно выделяются группы детей с нарушениями речи, которые наиболее значимы для организации обучения таких детей:
- 1 группа (состояние речи соответствует 1 уровню речевого развития):отсутствие речи — речевой запас крайне бедный, самостоятельная речь состоит из отдельных звуковых или звукоподражательных элементов, которые сопровождаются жестикуляцией и мимикой.
- 2 группа (состояние речи соответствует 2 уровню речевого развития): речь не соответствует возрастной норме — словарный запас ребенка состоит из простых общеупотребительных слов,в процессе общения используют предложения, состоящие из двух-трех, иногда четырех слов.
- 3 группа (состояние речи соответствует 3 уровню речевого развития): развернутая фразовая речь с выраженными признаками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
- 4 группа (состояние речи соответствует 4 уровню речевого развития): развернутая речь с элементами недостаточного развития языкового аппарата.
Какие бывают виды тяжелых нарушений речи
Тяжелые нарушения речи (ТНР) относятся к особым возможностям здоровья (ОВЗ). Выделяют следующие нарушения речи:
- Дизартрия — нарушение произносительной организации речи, связанное с недостаточной связью речевого аппарата с центральной нервной системой.
- Алалия моторная — нарушение всех компонентов речи, при котором ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не говорит вследствие поражения речедвигательных отделов мозга в доречевой период.
- Алалия сенсорная — состояние, при котором ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь. Возникает при органических поражениях слухоречевых отделов головного мозга в период до формирования речи.
- Афазия — это распад уже сформировавшейся речи вследствие поражения речевых отделов коры головного мозга.
- Заикание — это нарушение темпа и ритма речи.
- Ринолалия — искажение произношения звуков из-за анатомических дефектов речевого аппарата. Общее звучание речи приобретает носовой оттенок. Может быть как врожденным отклонением, так и приобретенным.
Особенности работы с детьми с ТНР
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требует особого подхода, который различается в зависимости от возраста конкретного ребенка. Например, специфика работы с дошкольниками с ТНР заключается в том, что у детей этого возраста очень быстро развивается речь, поэтому важно как можно раньше диагностировать ТНР, чтобы начать своевременную коррекцию и помочь ребенку в его речевом развитии.
Одно из направлений работы педагогов и логопедов в дошкольных образовательных организациях (ДОО) — диагностика и ранняя коррекция речи детей с ТНР. Для выявления ТНР логопед проводит комплексное логопедическое обследование. Помимо этого используются другие методы диагностики: наблюдение за ребенком во время игр, анализ ошибок в речи, беседы с родителями и другие.
Работа со школьниками с ТНР также имеет свои особенности, поскольку в этом возрасте формируется учебная деятельность. При работе с детьми младшего школьного возраста с ТНР необходимо использовать методы, ориентированные на обучение их чтению и письму. Кроме того, важно учитывать такие особенности данной возрастной группы, как стремление к самостоятельности и формирование социальных связей.
При работе в ДОУ и школе воспитателям и педагогам важно принимать в расчет психологические особенности детей с ТНР. Такие дети могут испытывать чувство неполноценности, неуверенности в себе и страха перед общением, что может привести к их социальной изоляции. Поэтому в работе с детьми с ТНР очень важно учитывать их эмоциональное состояние, помогать им развивать чувство уверенности в себе и умение общаться со сверстниками и взрослыми. Это поможет ребенку успешно интегрироваться в общество и достигнуть успехов в учебе.
Работа с детьми с ТНР должна быть комплексной и многосторонней, включая не только коррекцию речи, но и психологическую поддержку, работу с родителями и применение современных методик в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) для детей с ТНР.
Методики для детей с ТНР
Существуют различные методики работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в зависимости от их индивидуальных особенностей. Одна из самых распространенных — комплексная программа развития речи, которая включает в себя различные упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляционных навыков, лексико-грамматических умений и постановки речевого дыхания. Важными компонентами комплексной программы являются не только логопедические занятия с ребенком, но и работа психолога, социального педагога, создание благоприятного речевого и психологического климата в процессе обучения, а также использование медикаментозной терапии.
Кроме того, при коррекции ТНР используют игровые методы, которые направлены на развитие мелкой моторики, что также способствует развитию речевую функцию ребенка. Например, игры с мячом, глиной, песком или конструктором, различные сенсорные игры.
Методики работы с детьми с ТНР должны учитывать все особенности того или иного вида ТНР у ребенка, только тогда их использование позволит достигнуть наилучших результатов при коррекции ТНР и обеспечить полноценное развитие ребенка.
Программа обучения по теме