Роль правильного развития речи детей дошкольного возраста очень велика. В этом возрасте, когда мозг и центральная нервная система активно развиваются, их функции можно улучшить и скорректировать любые недостатки.Однако с возрастом наступает момент, когда эта гибкость утрачивается, и овладение правильной речью становится очень трудным или даже невозможным для детей, которых не научили вовремя.
Кроме того, к задачам речевого развития в этом возрасте относится и готовность к школе. К 6-7 годам ребенок должен говорить четко, внятно и связно, не допускать грубых ошибок в построении предложений и знать достаточное количество слов, чтобы свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Достижение таких результатов — задача логопеда.
Признаки проблем в речевом развитии у дошкольников
Ключевой момент: речь пойдет об усредненных нормах. Одни дети осваивают речь быстрее других, другие медленнее, и это не всегда является серьезной проблемой.
В 2 года ребенок должен говорить простыми короткими фразами, правильно понимать просьбы родителей. Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок не понимает речь взрослого, не произносит никаких звуков, не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова.
Особенности речевого развития ребенка 3-4 лет: ребенок использует в речи простые предложения, необходимые для повседневного общения, плохо выговаривает или вообще не выговаривает звуки Р, Л, нечетко произносит звуки Ч и Ц, путает шипящие и свистящие согласные (вместо «кошка» произносит «коска»). Может выучить короткое стихотворение. Пора обращаться к специалисту, если к этому возрасту ребенок почти не общается с окружающими, не может построить простое предложение, плохо произносит большую часть звуков,из-за чего его речь не могут понять даже родители.
К особенностям речевого развития ребенка 4-5 лет относится словотворчество, ошибки при изменении формы слова («рисоваю» по аналогии с «одеваю», «тонкее» вместо «тоньше» и пр.), расширение пассивного словаря, в том числе за счет прилагательных-антонимов (большой — маленький, сильный — слабый, низкий — высокий и пр.). Признаки проблем на этом этапе: ребенок никак не может научиться правильно выговаривать звуки С, З, Ц, по-прежнему путает шипящие и свистящие, пропускает или переставляет местами слоги, делает грубые ошибки в окончаниях, не умеет пересказывать, отвечает на вопросы одним словом, не умеет использовать прилагательные в речи, не знает, как построить сложное предложение с «и», «но», «а», «потому что» и пр.
Речь ребенка 5-6 лет уже больше похожа на взрослую. Это возраст когда постепенно уходит словотворчество, расширяется словарный запас, ребенок умеет строить развернутые предложения и все меньше путает значения слов. Признаки проблем на этом этапе: ребенок на выговаривает звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, делает ошибки в окончаниях, не умеет пересказывать, отвечает на вопросы одним словом.
Речь ребенка 6-7 лет - это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие - один из важнейших показателей его подготовленности. Дети уже должны четко выговаривать все звуки, включая Р, правильно строить предложения с грамматической точки зрения (ребенок осваивает склонение и спряжение), говорить связно, понимать не только буквальные, но и переносные значения слов. Признаки проблем: ребенок не выговаривает звуки Р, Л, не умеет определять первый и последний звуки в слове, не может запомнить буквы и выучить алфавит, не умеет строить связный рассказ, путается в суффиксах, допускает грубые грамматические ошибки в речи, воспринимает все слова исключительно в буквальном значении.
Результат речевого развития ребенка на разных этапах
Начнем с общих рекомендаций, без которых будет трудно добиться нужного результата:
- Диагностика речевого развития — обязательный этап. Без ее проведения вы не сможете определить ни степень отставания от нормы, ни его причину, а значит, не сумеете составить эффективную программу занятий с ребенком. Важно, чтобы в диагностике речевого развития участвовали и другие специалисты. В зависимости от особенностей здоровья ребенка это может быть сурдопедагог, невролог, психолог, тифлопедагог, дефектолог и пр.
- Нужно ориентироваться не только на уровни речевого развития детей, но и на особенности конкретного ребенка. Бывают случаи, когда ребенок может, но не хочет говорить. Иногда в таких ситуациях логопеду следует работать совместно с другими специалистами — в частности, с психологом.
- Лучше двигаться от простого к сложному и начинать с уже знакомых ребенку тем. Расспросите родителей, что он любит, какие слова знает, какие сказки или стихотворения ему нравятся, в какие игры и игрушки любит играть.
- Учеников стоит хвалить за любые успехи, даже незначительные. Но при этом крайне не рекомендуется наказывать за неправильное выполнение упражнений и тем более за медленный прогресс. Важно, чтобы обстановка на занятиях была спокойной и комфортной, и чтобы ребенок доверял логопеду. Излишняя нервозность, страх, тревога только помешают добиться результата.
- Уже пройденные темы следует время от времени повторять и закреплять, даже если ребенок сравнительно быстро их усвоил.
Технологии и методы правильного речевого развития позволяют добиться обретения важных навыков:
- Ребенок в 3-3,5 года может назвать свое имя, фамилию и возраст, знает бытовые глаголы («дай», «иди», «принеси» и пр.), правильно использует предлоги и множественное число. Он может коротко рассказать о своих впечатлениях: например, о том, что делали сегодня в детском саду.
- Четырехлетний ребенок умеет согласовывать существительные с прилагательными, использовать вопросительные местоимения и уменьшительно-ласкательные суффиксы, строить предложения длиной 4-5 слов.
- К 5 годам ребенок может правильно произнести свой адрес, фамилии, имена и отчества родителей. Он считает до 10 и умеет склонять числительные. Знает и использует антонимы: правый — левый, холодно — жарко и пр.
- В 6-7 лет ребенок правильно произносит все звуки, умеет пользоваться абстрактными понятиями и понимает переносные значения слов, может пересказывать небольшие сказки или истории, рассказывать о прошедших событиях.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь описывать историю по картинке, составлять связные рассказы, правильно строить вопросы, свободно использоватьв речи синонимы и антонимы.
О том, как добиться таких результатов, эксперты-практики АНО «НИИДПО» рассказывают на курсах по речевому развитию.
Где пройти обучение?
Если вы хотите освоить новую профессию и получить квалификацию, вам подойдут курсы профессиональной переподготовки, например:
Программа для тех, кто хочет помогать пациентам с нарушениями речевых функций, связанными с органическим поражением мозга. Обучение длится 13 месяцев. Программа подойдет специалистам без педагогического и психологического образования, поскольку в учебный план входят общепрофессиональные дисциплины (невропатология, психопатология, теория обучения и воспитания, анатомия, физиология органов зрения, слуха и речи, специальная педагогика и пр.) Вы научитесь делать логопедический массаж, проводить восстановительное обучение пациентов с органическими поражениями мозга, пользоваться технологиями речевого развития при дислалии, ринолалии, дизартрии и других нарушениях. Помимо основной квалификации вы получите дополнительную — логопед-реабилитолог.
Курсы для желающих работать в сфере дошкольной дефектологии. Длительность обучения — 13,5 месяцев. Вы научитесь корректировать нарушения речи у пациентов с дислалией, дизартрией, ринолалией, афазией, заиканием и пр., разберетесь в особенностях работы со слепыми и слабовидящими, глухими и слабослышащими детьми, ребятами с нарушениями эмоциональной сферы, интеллектуального развития и пр. Вы получите две квалификации: «логопед» и «дошкольный педагог-дефектолог».
Практикующим логопедам, которые хотят глубже разобраться в области речевого развития, подойдут курсы повышения квалификации. В АНО «НИИДПО» есть программы, посвященные:
Посмотрите полный список программ в области изучения речевого развития, чтобы выбрать подходящую. Если вам нужна помощь в выборе курсов, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО».