Воспитатель логопедической группы — это специалист в области дошкольного образования, который работает с детьми с речевыми нарушениями. Его главная задача — создавать благоприятную образовательную среду и предоставлять детям возможности для коррекции и развития речи.
В статье рассмотрим особенности этой профессии и расскажем, как ее получить.
Содержание статьи:
- Основные задачи и обязанности воспитателя логопедической группы
- Направления работы воспитателя
- Подготовка воспитателя логопедической группы
- Зарплата воспитателя
- Обучение на воспитателя логопедической группы
Основные задачи и обязанности воспитателя логопедической группы
Воспитатель логопедической группы отвечает за эффективное развитие речи у детей. Для этого он:
- участвует в анализе сложных ситуаций и определяет потребность в дополнительных коррекционных мерах вместе с коллегами;
- организует в группе специальную среду для коррекции и развития речи, следуя рекомендациям логопеда и методиста;
- обеспечивает наличие материалов и оборудования, необходимых для проведения коррекционных занятий;
- проводит обучающие занятия, направленные на развитие речи и языковых навыков детей;
- выполняет рекомендации логопеда на индивидуальных и групповых занятиях;
- использует разнообразные игры, упражнения и методики для развития речи;
- осуществляет мониторинг развития речи у детей, выявляет различия между правильно и неправильно произносимыми звуками, оказывает коррекционно-педагогическую помощь в случае необходимости;
- координирует и контролирует реализацию коррекционной программы.
Воспитатель в логопедической группе — это настоящий помощник логопеда. Вся его работа направлена на индивидуальную помощь каждому ребенку с речевой патологией.
Направления работы воспитателя
Воспитатель логопедической группы стремится расширить словарный запас детей, добавляя новые слова и понятия в повседневное общение. Он регулярно следит за правильностью речи детей и при возникновении ошибок исправляет их.
Занятия с детьми логопедической группы обязательно включают в себя следующие аспекты:
- Артикуляционная гимнастика — упражнения с использованием элементов дыхательной и голосовой гимнастики, направленные на улучшение артикуляции звуков.
- Пальчиковая гимнастика — упражнения для развития мелкой моторики, которые помогают улучшить координацию движений рук и пальцев.
- Мини-гимнастика — упражнения для профилактики нарушений осанки и стопы, которые выполняются каждый день после сна.
- Задания от логопеда, направленные на закрепление звукопроизношения.
- Работа по программе дошкольного образовательного учреждения.
Воспитатель создает благоприятную среду для развития речи и социальной активности детей.
Так, когда дети выполняют бытовые задачи, они могут общаться между собой, задавать вопросы, выражать свои мысли и желания.
Прогулки и экскурсии дают возможность обсудить впечатления, что способствует развитию словарного запаса и навыков общения.
Во время игр дети могут вступать в коммуникацию для описания ситуаций, объяснения правил, выражения эмоций и координации действий с другими участниками игры.
Таким образом, каждый аспект повседневной жизни в группе превращается в возможность для развития речевых навыков и социальной адаптации детей.
Подготовка воспитателя логопедической группы
Для эффективной и качественной работы воспитатель логопедической группы должен:
- понимать этапы развития речи у детей, а также разбираться в распространенных речевых патологиях и их причинах;
- знать методы и приемы работы с воспитанниками с различными видами речевых нарушений: дизартрией, алалией, задержкой речевого развития и др.;
- уметь эффективно общаться с детьми, создавать доверительные отношения и мотивировать их к участию в занятиях;
- уметь разрабатывать и адаптировать уроки и игры, способствующие развитию речи, а также оценивать прогресс;
- сотрудничать с логопедом, другими специалистами и родителями для достижения общих целей в развитии ребенка;
- понимать эмоциональные и психологические потребности воспитанников с речевыми нарушениями и уметь оказывать им поддержку;
- быть готовым к постоянному обучению и саморазвитию, следить за новыми методами и исследованиями в области логопедии и педагогики.
Зарплата воспитателя
Логопедическая группа есть не в каждом детском саду, хотя около 60% детей имеют те или иные проблемы с речью. Причина довольно банальна — нехватка специалистов.
Сейчас на hh.ru ищут 4 тысячи воспитателей. Минимальный доход начинающего специалиста составляет 20 тысяч рублей. Максимальный может достигать и 100 тысяч рублей.
На зарплату влияет опыт, квалификация, место работы, регион и т. д. Например, в государственных ДОО за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья полагается надбавка в размере 20%.
При этом воспитатель не может работать более 36 часов в неделю. Для тех, кто воспитывает детей с ОВЗ, норма еще меньше — не более 24 часов.
У дошкольных работников увеличено время отпуска — 42 дня положено тем, кто работает в обычной группе, и 56 — если у воспитателя есть подопечные с ОВЗ.
Обучение на воспитателя логопедической группы
Если вы хотите работать в логопедической группе, приходите учиться в АНО «НИИДПО». Программа разработана опытными специалистами специально для тех, кто хочет профессионально и эффективно помогать дошкольникам с речевыми нарушениями.
Обучение дистанционное и длится 5,5 месяцев. При желании этот срок можно сократить, увеличив интенсивность обучения.
После успешного завершения курса вы:
- сможете оценивать речевое развитие детей дошкольного возраста;
- будете планировать и проводить логопедические занятия;
- научитесь обеспечивать комплексный подход в работе с детскими группами.
Дополнительно вам откроется доступ к библиотеке вебинаров по всем темам, которые есть в институте. Вы можете выбрать те, что будут нужны вам для работы, и изучать их дополнительно с основной информацией. Так вы получите еще больше знаний и расширите свои возможности.
Доступ к системе дистанционного образования открыт круглосуточно, поэтому вы можете учиться в любое удобное время.