Читайте также:
Плюсы и минусы работы логопедом. Кому подходит эта профессия и стоит ли учиться?Общее недоразвитие речи (ОНР) – самостоятельное либо комплексное нарушение речи в детском возрасте, при котором ребенок не в состоянии правильно говорить и выражать свою мысль. Это патологическое состояние сопровождается нарушением формирования всех компонентов речевой системы (трудности в лексике, грамматике и фонетике). Ребенок испытывает трудности не только в воспроизведении, но и в принципах построения отдельных слов и фраз.
Содержание:
Несмотря на это, интеллект и слух ребенка находятся в норме, а речь может быть непонятной или отсутствовать вообще. ОНР – самая распространенная речевая патология у детей дошкольного возраста. Это расстройство требует незамедлительных мер коррекции, так как дисфункция устной речи может привести к нарушениям письма и развития ребенка в целом.
Диагностика и коррекция
Диагноз ОНР ставится после 3-х лет. Оценкой речевого развития ребенка занимается логопед, но перед проведением комплексной коррекции требуется посещение невролога, педиатра, ЛОРа и психолога. Исследования, проведенные этими специалистами, помогут выявить причину проблемы.
Важным этапом обследования является беседа с родителями, в ходе которой можно выяснить особенности раннего и речевого развития ребенка. Это поможет наладить контакт с ребенком, выстроить доверительные отношения для эффективной коррекции.
В процессе коррекции логопед делает упор на:
- развитие мелкой моторики, которая влияет на качество речи;
- улучшение понимания речи;
- развитие речевого слуха;
- пополнение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- обучение правильному произношению;
- развитие связной речи.
➥ При необходимости врач-невролог может назначить курс терапевтического массажа, медикаментозное лечение, остеопатическое лечение, а также метод ТМС (стимуляция нервных клеток в поврежденных участках мозга).
Научитесь вести логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи на курсах в нашем институте. За несколько месяцев вы овладеете полным объемом практических навыков по диагностике и коррекции ОНР, получите официальный диплом московского института и сможете работать в специализированных организациях или вести частную практику.
Классификация и характеристика
В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, выделяют 4 уровня речевого развития ребенка. В зависимости от уровня определяется тип коррекции.
Первый уровень речевого развития. Сопровождается отсутствием общеупотребительной речи: либо речь отсутствует полностью, либо словарный запас ограничен отдельными звуками / звуковыми комплексами. В таких случаях ребенку с трудом дается выражение своей мысли, он часто использует жестикуляцию и мимику. Фразовая речь отсутствует.
Второй уровень речевого развития. Ребенок в состоянии выстраивать примитивные предложения из 2-3 слов. Общение дается с трудом, смысл многих слов от него ускользает, либо он неправильно их произносит даже после многочисленных исправлений. Как правило, в предложении отсутствуют прилагательные, употребляются преимущественно существительные / глаголы. Проявляется аграмматизм.
Третий уровень речевого развития. Ребенок проявляет интерес к общению, много говорит, обладает развитым словарным запасом и неплохо выстраивает предложения. Но есть звуки, которые он произносит неправильно, часто фонемы заменяются упрощенными аналогами, в речи много аграмматизмов, связанных с тем, что грамматический строй речи еще не сформирован. Такая речь понятна родителям ребенка, но посторонним людям иногда требуется «переводчик».
Четвертый уровень речевого развития. Нарушение развития речи проявляется в минимальной степени. Смысл фразы понятен, словарный запас достаточный. Но иногда звуки заменяются на похожие, некоторые из них искажаются, а также отмечаются ошибки в использовании падежей и суффиксов.
Причины ОНР у детей
К причинам общего недоразвития речи относят неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать в период внутриутробного развития, непосредственно в родах и в первые годы жизни (до формирования речевых навыков). По статистике проведенных исследований, примерно 40% детей дошкольного возраста страдают ОНР в той или иной степени.
К основным причинам ОНР относят:
- инфекционные заболевания, токсикоз и вредные привычки матери во время беременности;
- гипоксия плода (недостаточное поступление кислорода к тканям и органам);
- резус-конфликт матери и плода (это иммунный ответ организма матери с отрицательным резус-фактором на попадание в кровоток антигенов резус-положительного плода, что вызывает разрушение эритроцитов плода);
- тяжелые роды, при которых происходит травма или асфиксия (удушение);
- нейроинфекция младенца в первые годы жизни;
- черепно-мозговые травмы.
Также общее недоразвитие речи наблюдается у детей, раннее развитие которых проходило в ситуации социальной и педагогической запущенности: отсутствие или недостаточное внимание со стороны взрослых к развитию речи ребенка, неправильное воспитание и др.
Специалист может диагностировать ОНР у ребенка в возрасте 3-х лет. В норме речь ребенка развивается на основе подражания речи взрослых. К 10-12 месяцам ребенок начинает произносить первые слова, а к 2-м годам в словарном запасе малыша имеется примерно 100-200 слов. Дети с ОНР начинают разговаривать поздно, первые попытки приходятся на третий год жизни. Бывают случаи, когда дети не осваивают речь даже в пятилетнем возрасте, при том что норма поступления в первый класс – 6-7 лет.
В таком случае, ребенок в срочном порядке должен пройти комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.
Программа обучения по теме