Главная задача учителя математики — вовсе не объяснить ученикам, как решаются уравнения с дробями или как определить, чему равен х. Такому педагогу под силу сделать больше — научить детей мыслить логически, искать решения самостоятельно, работать с информацией, правильно ее анализировать. Эти навыки гораздо ценнее, чем зубрежка формул, и неоднократно пригодятся во взрослой жизни.
Мы расскажем о целях, задачах и особенностях профессии, о способах их достижения и о том, как сделать обучение легче и эффективнее как для детей, так и для педагога. Также в статье вы найдете информацию о средних зарплатах преподавателя и о том, какое образование нужно получить, чтобы устроиться на работу.
Сколько получает учитель математики?
Зарплата учителя математики зависит от многих факторов помимо места работы:
- От ставки, то есть от того, сколько часов педагог работает в неделю.
- От квалификации преподавателя. Меньше всего платят молодым специалистам, больше всего — педагогам высшей категории.
- От премий — например, за победу учеников в городских олимпиадах по математике.
Также заработок зависит от объема дополнительных работ. Учитель математики может вести индивидуальные занятия с учениками за дополнительную плату — например, чтобы помочь ребенку, который много материала пропустил по болезни, подготовиться к экзамену. Репетиторство приносит преподавателю дополнительно 500—700 рублей за часовое занятие. Нередко это дает учителям хорошую прибавку к доходу, особенно в летние месяцы и во время коротких школьных каникул.
Стандартная ставка учителя математики — 20 часов в неделю. В Москве за нее платят в среднем 50 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 33, в Нижнем Новгороде 22, в Екатеринбурге — 25, в Казани и Красноярске — 24, в Омске, Челябинске и Новосибирске — 20, В Волгограде — 19, в Самаре — 23 тыс. рублей. Обратите внимание: это средние значения. Например, в Самаре, как и во многих других городах, можно найти и вакансии с оплатой до 30—35 тыс. рублей.
Обязанности учителя математики и профстандарт
Сразу отметим важный момент. Деятельность учителя математики регламентируется профессиональным стандартом, а его придерживаются в подавляющем большинстве государственных школ, лицеев и гимназий. Обязательно ознакомьтесь с этим документом — несоответствие требованиям, которые в нем указаны, может помешать вам устроиться на работу. Убедитесь, что владеете всеми знаниями и навыками учителя математики.
Внимательно просмотрите список обязанностей — скорее всего, они будут перечислены и в вашей должностной инструкции. В перечень входит подготовка к олимпиадам, ведение кружков и факультативов и помощь в подготовке учеников к шахматным турнирам.
В профстандарте учителя математики указан 6 уровень квалификации. Это значит, что у педагога должно быть среднеспециальное или высшее образование, а его работа предполагает действия по принципу «я решаю, как лучше достичь поставленных целей, а не выполняю чужие указания». То есть подходящие методы работы учитель математики выбирает сам — как и планы уроков, домашние задания, варианты взаимодействия с другими педагогами и родителями учеников. Вам не на кого будет положиться при решении этих вопросов. Поэтому, еще проходя обучение, удостоверьтесь, что разобрались в них.
Чтобы облегчить вам эту задачу, приведем список вопросов, которые стоит задавать себе при подготовке к каждому уроку:
Какой учебный материал мы будем проходить?
В чем цель этого урока? Чего должен добиться я и чего — ученики?
Какие средства и методы лучше всего подойдут для достижения цели? Что лучше — объяснить или дать задачу и помочь найти решение?
Как сделать материал более понятным для учеников и можно ли связать его с уже пройденными темами?
После составления проекта урока подумайте, достаточно ли гибок ваш план. Что, если вы надолго застрянете на пункте, которому отвели всего 5 минут? Какие блоки можно добавить, убрать, сократить или поменять местами?
Система работы учителя математики: как обучать эффективнее?
Давайте не только небольшие, но и долгосрочные домашние задания. Во-первых, это позволит напомнить материал, усвоенный прежде, в том числе в прошлом году. Во-вторых, поможет ученикам научиться лучше планировать время на выполнение проектов большего объема, чем стандартное домашнее задание.
Предлагайте ученикам проекты для самостоятельного выполнения. Эти проекты могут быть индивидуальными или групповыми — для обучения и развития детей полезны оба варианта. Постарайтесь дать ученикам на выбор действительно увлекательные темы, в которых интересно будет разобраться. Время от времени можно устраивать презентации работ учеников, где они смогут поделиться полезной информацией с одноклассниками.
Не пускайте процесс на самотек. Проверяйте, как идут дела с проектом и уточняйте, не требуется ли помощь.
Введите правило «ответ у доски нужен для понимания материала, а не для оценки». Многие ученики испытывают огромный стресс, пытаясь угадать, вызовут сегодня к доске или не вызовут. Такой дискомфорт не помогает лучше изучить тему. Наоборот — страх получить плохую оценку и негативную характеристику от учителя математики при всем классе может парализовать ребенка так, что все формулы вылетят из головы.
Если ученик не может решить задачу или уравнение у доски, скорее всего, он плохо понял тему. Задача учителя — не поставить двойку, а помочь разобраться в материале и отвечающему, и всему классу. По возможности постарайтесь не ставить оценки за этот вид работ. Объясните классу: если ученик что-то не понимает, разобраться с этим у доски, где ему помогают учитель и одноклассники, будет легче.
Как стать учителем математики
Если вы уже владеете алгеброй, геометрией и математикой на уровне, который позволяет преподавать эти дисциплины в школе, но у вас нет педагогического образования, вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки.
Сколько нужно учиться, чтобы стать учителем математики? Как мы уже говорили выше, специалистам этого профиля достаточно иметь среднеспециальное образование. Вы сможете начать преподавать после окончания техникума или колледжа и курсов. При этом не стоит вопрос, что сдавать на учителя математики при поступлении — вступительных экзаменов на программах переподготовки нет.
В АНО «НИИДПО» много программ для тех, кто хочет преподавать математику. Приведем три из них:
«Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС». Длительность — 3 месяца. За это время вы разберетесь в основах преподавания математики на нескольких уровнях обучения (в разных классах и для любых уровней подготовки, включая гимназии с физико-математическим уклоном), а также узнаете, какие требования предъявляет ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и как соблюдать его при работе с детьми.
«Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС». Длительность программы — 5,5 месяцев. В рамках курса вы разберете основные разделы математики (теория вероятности, дискретная математика, матанализ и пр.) и узнаете, как помочь ученикам создать прочную базу знаний для последующего изучения химии, физики, геометрии, алгебры и пр. После окончания курсов вы сможете обучать даже решению сложных задач, которые дают одаренным ученикам гимназий и лицеев.
«Учитель математики и физики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС». Курс длится 9,5 месяцев. Проходя его, вы узнаете, как лучше всего объяснять детям материал из молекулярной физики, термодинамики, оптики, теории относительности, как проводить интересные эксперименты и обучать самостоятельному решению сложных задач. Также в план входит подготовка детей к ЕГЭ и ОГЭ.
Учитывайте также, что, согласно закону об образовании (273-ФЗ), учитель обязан минимум раз в 3 года проходить курсы повышения квалификации. Их вы также можете пройти в АНО «НИИДПО».