Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Как применяют компетентностный подход в программах АНО «НИИДПО»

Как в АНО «НИИДПО» создают курсы с помощью компетентностного подхода

Команда, которая создает курсы, состоит из руководителя направления, методистов и экспертов. Когда они проектируют программу, в первую очередь определяют, чему должны научиться будущие выпускники. Иными словами, сначала собирают все компетенции, которыми должен овладеть человек. Откуда берут список компетенций — рассмотрим подробнее. 

Изображение новости 5880

Читайте также:

Что такое компетентностный подход в обучении и зачем он вам нужен

Профстандарты и ФГОС. Это обязательный минимум, без которого нельзя создать легитимную программу профпереподготовки или повышения квалификации. Все, что там прописано, отражают в курсе: или полностью, если это профпереподготовка, или частично — в зависимости от набора навыков, который освоит обучающийся на курсе повышения квалификации.

Опыт и знания экспертов в области. ФГОС и профстандарты ориентированы на работу в государственных учреждениях. Но сегодня все больше выпускников открывают частную практику, устраиваются в коммерческие организации и развивают собственные проекты. Чтобы программа помогла и им начать работать, в АНО «НИИДПО» обучают компетенциям, которые не входят в нормативные документы. Для этого вместе с методистами над курсом работают:

  • преподаватели вузов — чтобы программа соответствовала академическому уровню;
  • практикующие специалисты из государственных учреждений — чтобы узнать, как грамотно выполнять требования ФГОС;
  • специалисты, которые ведут частную практику, — чтобы учесть все нюансы работы на себя.

Рынок труда. Вакансии показывают, каких специалистов ждут работодатели. Чтобы выпускники АНО «НИИДПО» были конкурентоспособными на рынке труда, в программы включают и требования к соискателям. 

Например, в вакансии логопеда прописаны трудовые функции, среди которых — обучать родителей, как работать с ребенком дома, и взаимодействовать с другими специалистами. Команда разработки изучает ожидания компаний и продумывает, как включить эту информацию в курс. Источник — HeadHunter 

Таким образом, чтобы сделать курс максимально полезным, в него добавляют все, что пригодится и тем, кто работает в госучреждениях, и тем, кто ведет частную практику. Для этого закладывают надпрофессиональные навыки, например, работу с цифровыми технологиями, ИИ-инструменты, базовую юридическую грамотность, навыки самоорганизации и управления задачами.

Как из компетенций рождается курс

Следующий шаг — из всех умений, которые выявили на первом этапе, составить дерево компетенций. В нем каждая ветка ведет к конкретной профессиональной цели. Поэтому студенты осваивают умения не бессистемно, а от основ — к специфике, от универсального — к предметному. 

Дерево компетенций в программах АНО «НИИДПО» строят с учетом следующих принципов: 

  • плавно погрузить человека в новую профессию с нуля;
  • адаптировать учебный материал под уровень подготовки обучающихся;
  • соблюсти требования ФГОС и профстандартов;
  • сбалансировать академические знания и практику, чтобы не перегрузить абстрактной информацией;
  • подготовить специалиста, который сможет начать работать сразу после получения документа об обучении.

Каким компетенциям осваивают — рассмотрим на примере программы профпереподготовки на учителя математики. 

Компетенции

Примеры задач, которые они помогают решать

0. Базовые компетенции 

в области педагогики 

Это база, которая поможет решать все педагогические задачи, в том числе обучать, воспитывать, писать учебный план и организовывать внеучебную активность детей

1. Образовательная 

и воспитательная деятельность учителя

  • проектировать и планировать учебный процесс на основе требований ФГОС;
  • выбирать методы, приемы и средства обучения;
  • разрабатывать учебные материалы;
  • проводить занятия;
  • контролировать и оценивать знания;
  • проводить воспитательные мероприятия;
  • диагностировать уровень развития детей;
  • проектировать индивидуальные траектории развития учеников

2. Применение психолого-

педагогических методов в работе учителя

  • оценивать эмоциональное состояние детей;
  • профилактировать и разрешать конфликты в классе, в том числе буллинг;
  • организовывать взаимодействие с другими субъектами процесса обучения;
  • формировать образ себя как педагога

3. Методика преподавания алгебры (ЕГЭ)

Обучать: 

  • оперировать дробями, процентами и степенями; 
  • решать линейные, квадратные и иррациональные уравнения и неравенства;
  • исследовать и строить графики функций;
  • решать базовые задачи комбинаторики и вероятности, уравнения и неравенства со специальными функциями;
  • применять производную и интеграл для исследования функций

4. Методика преподавания геометрии (ЕГЭ)

Обучать:

  • исследовать свойства треугольников и вычислять их элементы;
  • работать с выпуклыми и правильными многоугольниками;
  • анализировать окружности и их элементы;
  • оперировать векторами в планиметрии;
  • решать задачи по пространственным фигурам

5. Методика преподавания статистики и теории вероятностей (ЕГЭ)

Обучать:

  • применять формулы перестановок, сочетаний и размещений;
  • вычислять простейшие и условные вероятности;
  • анализировать статистические ряды и оценивать выборочные характеристики

6. Методика решения параметрических задач (ЕГЭ)

Обучать: 

  • исследовать решения линейных уравнений и неравенств с параметром;
  • применять Теорему Виета при исследовании квадратных уравнений с параметрами;
  • использовать графические приемы для решения параметрических задач;
  • решать параметрические задачи аналитически

7. Методика решения экономических и оптимизационных задач

Обучать:

  • формулировать и решать линейные экономические модели;
  • применять методы нелинейной оптимизации;
  • анализировать результаты оптимизационных задач

8. Руководство научно-

исследовательской и проектной деятельностью

  • формулировать исследовательские и проектные задачи;
  • выступать в роли наставника для школьников;
  • оценивать и защищать результаты проектной деятельности

9. Внедрение электронного обучения и ДОТ

  • выбирать и применять электронные образовательные ресурсы;
  • организовывать онлайн-занятия;
  • применять игровые и интерактивные технологии;
  • интегрировать смешанные формы (blended learning)

10. Построение репетиторской практики

  • разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты;
  • проводить диагностику и корректировать программу;
  • оценивать результаты и давать обратную связь

11. Интеграция ИИ-технологий в педагогическую практику

  • настраивать системы адаптивного тестирования;
  • формировать рекомендательные алгоритмы для контента;
  • анализировать данные обучающихся и корректировать маршрут;
  • разрабатывать критерии эффективности ИИ-интеграции;
  • проводить A/B-тестирование педагогических сценариев;
  • корректировать сценарии на основе аналитики и обратной связи

Программы переподготовки для педагогов в АНО «НИИДПО» рассчитаны на тех, кто хочет освоить профессию с нуля. Поэтому начинают не с умений, а с базовых педагогических принципов, методик и подходов. Следом идут универсальные компетенции учителя и только потом — предметные. Такая структура формирует профессиональную идентичность: учит мыслить и действовать как педагог.

Также мы включаем блоки, которых нет в профстандартах. Например, как курировать научно-проектную деятельность, использовать цифровые инструменты и ИИ, организовывать частную практику. Мы закрываем все пробелы, чтобы человек был готов к работе.

Екатерина Никитаева

На последнем этапе составляют учебный план — маршрут, по которому слушатель пройдет от «я ничего не знаю» до «я умею и готов работать». Методисты выстраивают логику усвоения материала: с чего начать, какой навык потренировать в нескольких учебных блоках, но с разных сторон, а какой — через подробную инструкцию, с помощью которой он сможет освоить его самостоятельно. 

Некоторые компетенции невозможно освоить за один раз. Одна из них — дистанционные технологии в работе педагога. Тему делят на несколько дисциплин и распределяют по всему учебному плану, чтобы слушатели осваивали ее пошагово. Сначала знакомятся на базовом уровне, далее разбирают, как использовать в конкретном предмете, а потом демонстрируют, как освоили, когда сдают итоговый проект.

620 часов / 5.5 мес.
Диплом с 1 квалификацией
Квалификация: Учитель математики
13% до 29.08.2025
от 2 625 ₽ /мес
с рассрочкой на 12 месяцев
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
1100 часов / 6.5 мес.
Диплом с 2 квалификациями
Квалификации: Учитель (преподаватель) математики и информатики и икт (информационно-коммуникационных технологий), Репетитор
20% до 29.08.2025
от 3 675 ₽ /мес
с рассрочкой на 12 месяцев
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
1100 часов / 10 мес.
Диплом с 1 квалификацией
Квалификация: Учитель начальных классов
25% до 29.08.2025
от 2 985 ₽ /мес
с рассрочкой на 12 месяцев
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
1108 часов / 7 мес.
Диплом с 1 квалификацией
Квалификация: Учитель математики и физики
20% до 29.08.2025
от 3 675 ₽ /мес
с рассрочкой на 12 месяцев
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как проверяют, что человек овладел компетенциями

Сформировать навык недостаточно, нужно проверить, насколько хорошо слушатели его усвоили и научились применять в работе. Для каждой компетенции методисты вместе с экспертами разрабатывают практические задания. В одном случае это может быть тест, который человек сможет проходить  до тех пор, пока не ответит правильно на все вопросы, в другом — решение кейса.

Форматы заданий зависят от типа материала:

  • для теоретического часто дают тесты с автоматической проверкой;
  • для практического — задания, которые проверяет преподаватель;
  • для гибридного — мастерские, кейсы и тренажеры;
  • для проверки хард-скилов — практикумы с итоговым продуктом.

Например, в модуле «Теоретические основы нарушения письменной речи у детей» в курсе для логопедов слушатели изучают теорию, а затем заполняют карты наблюдений, составляют диагностические маршруты и разбирают реальные кейсы. 

Мы никогда не даем знания в пустоту. Компетентностный подход обязывает: если мы чему-то учим, мы должны убедиться, что человек это освоил. Поэтому для каждого умения мы подбираем формат оценки. 

Например, мы видим компетенцию «сбор анамнеза» у психологов и разбираемся вместе с экспертами, в каком формате это лучше отработать: задание с автоматической проверкой, практика с проверкой преподавателем, решение кейса или онлайн-встреча с экспертом.

Екатерина Никитаева

FAQ: Как слушателю понять, что курс действительно полезный?

Для этого методисты создали специальный инструмент — карту пути студента. Она показывает, что слушатели узнают, чему научатся, зачем им это нужно и как это связано с профессией.

Карта помогает и планировать нагрузку, и сохранять мотивацию. Особенно это актуально для теоретических дисциплин, когда может казаться неочевидным, для чего нужно знать эту информацию. Например:

  • вы узнаете: как дети разных возрастов воспринимают информацию;
  • научитесь: выбирать подходы под возраст и мотивацию учеников;
  • это нужно, чтобы: освоить приемы удержания внимания.

Такие карты создают для всего курса, чтобы показать студенту долгосрочную перспективу, и для каждой дисциплины, чтобы он увидел, что его ждет в ближайшем будущем. Источник — методический отдел АНО «НИИДПО»

Такой мостик между теорией и практикой помогает слушателям осознать, что все, что они проходят — имеет смысл, и относиться к обучению ответственно. Ведь конечная цель — освоиться и почувствовать себя уверенно в новой профессии, а не просто получить диплом.

Заявка на обучение или консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных

100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.