Читайте также:
Что такое компетентностный подход в обучении и зачем он вам нуженКомпетентностный подход — это способ проектировать обучение на основе компетенций, которыми должен овладеть человек, чтобы сменить профессию или прокачаться в своей. Подробнее о подходе уже рассказали в одной из наших статей.
Как создают курсы, которые помогают профессионально расти и становиться востребованным специалистом, — рассказала Екатерина Никитаева, руководитель методического отдела, эксперт АНО «НИИДПО».
Владеет современными методами диагностики и коррекционно-восстановительной работы в области нарушений высших психических функций в результате очагового поражения головного мозга. Разрабатывает программы нейропсихологической коррекции при различных типах нарушения высших психических функций и индивидуальные планы коррекционно-восстановительной работы. Разрабатывает и осуществляет научно-методическое сопровождение дисциплин коррекционно-педагогической направленности.
Как в АНО «НИИДПО» создают курсы с помощью компетентностного подхода
Команда, которая создает курсы, состоит из руководителя направления, методистов и экспертов. Когда они проектируют программу, в первую очередь определяют, чему должны научиться будущие выпускники. Иными словами, сначала собирают все компетенции, которыми должен овладеть человек. Откуда берут список компетенций — рассмотрим подробнее.
Профстандарты и ФГОС. Это обязательный минимум, без которого нельзя создать легитимную программу профпереподготовки или повышения квалификации. Все, что там прописано, отражают в курсе: или полностью, если это профпереподготовка, или частично — в зависимости от набора навыков, который освоит обучающийся на курсе повышения квалификации.
Опыт и знания экспертов в области. ФГОС и профстандарты ориентированы на работу в государственных учреждениях. Но сегодня все больше выпускников открывают частную практику, устраиваются в коммерческие организации и развивают собственные проекты. Чтобы программа помогла и им начать работать, в АНО «НИИДПО» обучают компетенциям, которые не входят в нормативные документы. Для этого вместе с методистами над курсом работают:
- преподаватели вузов — чтобы программа соответствовала академическому уровню;
- практикующие специалисты из государственных учреждений — чтобы узнать, как грамотно выполнять требования ФГОС;
- специалисты, которые ведут частную практику, — чтобы учесть все нюансы работы на себя.
Рынок труда. Вакансии показывают, каких специалистов ждут работодатели. Чтобы выпускники АНО «НИИДПО» были конкурентоспособными на рынке труда, в программы включают и требования к соискателям.
Например, в вакансии логопеда прописаны трудовые функции, среди которых — обучать родителей, как работать с ребенком дома, и взаимодействовать с другими специалистами. Команда разработки изучает ожидания компаний и продумывает, как включить эту информацию в курс. Источник — HeadHunter
Таким образом, чтобы сделать курс максимально полезным, в него добавляют все, что пригодится и тем, кто работает в госучреждениях, и тем, кто ведет частную практику. Для этого закладывают надпрофессиональные навыки, например, работу с цифровыми технологиями, ИИ-инструменты, базовую юридическую грамотность, навыки самоорганизации и управления задачами.
Как из компетенций рождается курс
Следующий шаг — из всех умений, которые выявили на первом этапе, составить дерево компетенций. В нем каждая ветка ведет к конкретной профессиональной цели. Поэтому студенты осваивают умения не бессистемно, а от основ — к специфике, от универсального — к предметному.
Дерево компетенций в программах АНО «НИИДПО» строят с учетом следующих принципов:
- плавно погрузить человека в новую профессию с нуля;
- адаптировать учебный материал под уровень подготовки обучающихся;
- соблюсти требования ФГОС и профстандартов;
- сбалансировать академические знания и практику, чтобы не перегрузить абстрактной информацией;
- подготовить специалиста, который сможет начать работать сразу после получения документа об обучении.
Каким компетенциям осваивают — рассмотрим на примере программы профпереподготовки на учителя математики.
Компетенции | Примеры задач, которые они помогают решать |
---|---|
0. Базовые компетенции в области педагогики | Это база, которая поможет решать все педагогические задачи, в том числе обучать, воспитывать, писать учебный план и организовывать внеучебную активность детей |
1. Образовательная и воспитательная деятельность учителя |
|
2. Применение психолого- педагогических методов в работе учителя |
|
3. Методика преподавания алгебры (ЕГЭ) | Обучать:
|
4. Методика преподавания геометрии (ЕГЭ) | Обучать:
|
5. Методика преподавания статистики и теории вероятностей (ЕГЭ) | Обучать:
|
6. Методика решения параметрических задач (ЕГЭ) | Обучать:
|
7. Методика решения экономических и оптимизационных задач | Обучать:
|
8. Руководство научно- исследовательской и проектной деятельностью |
|
9. Внедрение электронного обучения и ДОТ |
|
10. Построение репетиторской практики |
|
11. Интеграция ИИ-технологий в педагогическую практику |
|
Программы переподготовки для педагогов в АНО «НИИДПО» рассчитаны на тех, кто хочет освоить профессию с нуля. Поэтому начинают не с умений, а с базовых педагогических принципов, методик и подходов. Следом идут универсальные компетенции учителя и только потом — предметные. Такая структура формирует профессиональную идентичность: учит мыслить и действовать как педагог.
Также мы включаем блоки, которых нет в профстандартах. Например, как курировать научно-проектную деятельность, использовать цифровые инструменты и ИИ, организовывать частную практику. Мы закрываем все пробелы, чтобы человек был готов к работе.
На последнем этапе составляют учебный план — маршрут, по которому слушатель пройдет от «я ничего не знаю» до «я умею и готов работать». Методисты выстраивают логику усвоения материала: с чего начать, какой навык потренировать в нескольких учебных блоках, но с разных сторон, а какой — через подробную инструкцию, с помощью которой он сможет освоить его самостоятельно.
Некоторые компетенции невозможно освоить за один раз. Одна из них — дистанционные технологии в работе педагога. Тему делят на несколько дисциплин и распределяют по всему учебному плану, чтобы слушатели осваивали ее пошагово. Сначала знакомятся на базовом уровне, далее разбирают, как использовать в конкретном предмете, а потом демонстрируют, как освоили, когда сдают итоговый проект.
Как проверяют, что человек овладел компетенциями
Сформировать навык недостаточно, нужно проверить, насколько хорошо слушатели его усвоили и научились применять в работе. Для каждой компетенции методисты вместе с экспертами разрабатывают практические задания. В одном случае это может быть тест, который человек сможет проходить до тех пор, пока не ответит правильно на все вопросы, в другом — решение кейса.
Форматы заданий зависят от типа материала:
- для теоретического часто дают тесты с автоматической проверкой;
- для практического — задания, которые проверяет преподаватель;
- для гибридного — мастерские, кейсы и тренажеры;
- для проверки хард-скилов — практикумы с итоговым продуктом.
Например, в модуле «Теоретические основы нарушения письменной речи у детей» в курсе для логопедов слушатели изучают теорию, а затем заполняют карты наблюдений, составляют диагностические маршруты и разбирают реальные кейсы.
Мы никогда не даем знания в пустоту. Компетентностный подход обязывает: если мы чему-то учим, мы должны убедиться, что человек это освоил. Поэтому для каждого умения мы подбираем формат оценки.
Например, мы видим компетенцию «сбор анамнеза» у психологов и разбираемся вместе с экспертами, в каком формате это лучше отработать: задание с автоматической проверкой, практика с проверкой преподавателем, решение кейса или онлайн-встреча с экспертом.
FAQ: Как слушателю понять, что курс действительно полезный?
Для этого методисты создали специальный инструмент — карту пути студента. Она показывает, что слушатели узнают, чему научатся, зачем им это нужно и как это связано с профессией.
Карта помогает и планировать нагрузку, и сохранять мотивацию. Особенно это актуально для теоретических дисциплин, когда может казаться неочевидным, для чего нужно знать эту информацию. Например:
- вы узнаете: как дети разных возрастов воспринимают информацию;
- научитесь: выбирать подходы под возраст и мотивацию учеников;
- это нужно, чтобы: освоить приемы удержания внимания.
Такие карты создают для всего курса, чтобы показать студенту долгосрочную перспективу, и для каждой дисциплины, чтобы он увидел, что его ждет в ближайшем будущем. Источник — методический отдел АНО «НИИДПО»
Такой мостик между теорией и практикой помогает слушателям осознать, что все, что они проходят — имеет смысл, и относиться к обучению ответственно. Ведь конечная цель — освоиться и почувствовать себя уверенно в новой профессии, а не просто получить диплом.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных