Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника: что это, зачем он нужен и как воспитателю его составить?
Новый подход к дошкольному образованию, установленный ФГОС ДО, требует, чтобы воспитатели использовали все педагогические ресурсы для достижения максимальных результатов в развитии детей. И здесь возникает одно затруднение. Стандартная образовательная программа ориентирована на «средних» дошкольников. Более способные дети могут слишком быстро усваивать ее, а слабые, наоборот, отставать. В итоге и те, и другие теряют мотивацию к обучению. Чтобы этого не произошло, воспитатели должны находить персональный подход к своим подопечным и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты развития дошкольников (ИОМ).
Цели составления ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника разрабатывается для того, чтобы:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- помочь ему освоить образовательную программу;
- обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант;
- добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь.
Что входит в ИОМ?
В структуре индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста выделяют компоненты:
- диагностический — определяет методы обследования ребенка для составления и корректировки ИОМ;
- целевой — заключается в постановке конкретных целей согласно требованиям ФГОС ДО;
- организационно-педагогический — устанавливает способы и условия достижения поставленных целей;
- содержательный — включает сведения о работе педагога по каждому предмету образовательной программы;
- технологический — описывает, какие технологии, методы, приемы будут использованы в работе с ребенком;
- результативный — содержит финальные результаты развития ребенка, которых нужно достичь к моменту перехода из детского сада в школу.
Как составляется индивидуальный образовательный маршрут дошкольника?
Первый этап – подготовительный. Воспитатель собирает информацию о ребенке, необходимую для составления ИОМ:
- общие сведения (ФИО, пол, возраст и т. д.);
- характеристику семьи;
- особенности физического развития и здоровья;
- особенности моторики;
- уровень развития познавательной сферы;
- уровень развития речи;
- уровень знаний по предметам образовательной программы ДО;
- отношение к занятиям;
- наличие сложностей в общении со сверстниками, взрослым и т. д.
Очень важно выявить текущий уровень освоения программы ДО. Для каждого направления определяются методы и формы педагогической работы, задачи, результаты, которых планируется достичь. Обычно эту часть ИОМ оформляют в виде таблицы. Для наглядности приведем образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
Месяц |
Направление работы |
Содержание работы |
Запланированный результат |
Сентябрь |
Коррекция речевых проблем (бедный словарный запас, трудности с составлением ответов на вопросы, предложений, изменением формы слов) |
● Игры «Один-много» ● Упражнения на составление простых и сложных предложений ● Упражнения с ответами на вопросы |
Расширение словарного запаса, устранение проблем с составлением предложений, изменением формы слов, ответами на вопросы |
Таблицу можно дополнить колонками «Данные диагностики», «Причины сложностей», «Взаимодействие со специалистами», «Полученные результаты» и др.
Готовый ИОМ должен включать учебный план на каждый день недели с указанием конкретного вида деятельности ребенка в конкретное время. В маршрут обязательно включается блок тематического планирования работы с родителями.
ИОМ регулярно корректируется, дополняется. Для этого минимум дважды в течение учебного года проводят мониторинг развития ребенка, устанавливают текущий уровень его развития.
Где воспитателю научиться составлять индивидуальные маршруты развития дошкольников?
АНО «НИИДПО» приглашает пройти программу повышения квалификации «Методика организации и построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника», рассчитанную на 108 часов или 1,5 месяца обучения. Она познакомит вас с теоретическими основами разработки ИОМ и особенностями его построения для разных категорий детей (одаренных, с низкими образовательными результатами, с ОВЗ), с основными направлениями реализации индивидуального образовательного маршрута. По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое подтвердит ваши новые компетенции. Удостоверение примет и работодатель, и аттестационная комиссия.
Программа разработана экспертами-практиками с учетом требований ФГОС ДО и других нормативных документов, реальной специфики работы в современном дошкольном образовании. В ней приведено множество примеров из педагогического опыта, теоретические блоки закрепляются практическими заданиями. Учебный план регулярно корректируется и дополняется, поэтому вы можете быть уверены, что получите на курсе актуальную и полезную информацию.
► Обучение у нас полностью дистанционное*. Это дает возможность:
- повышать квалификацию в московском институте, даже если вы живете не в столице;
- учиться без отрыва от работы и личных дел, осваивать материалы программы по удобному индивидуальному графику: вечером, в обеденный перерыв, в выходные;
- пользоваться огромной библиотекой электронных учебных материалов, включая лекции, вебинары;
- обращаться к индивидуальным консультациям с преподавателем при возникновении вопросов и сложностей.
Чтобы узнать больше об этой программе и других курсах для воспитателей и педагогов дошкольного образования, свяжитесь со специалистами приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!