Новый подход к дошкольному образованию, установленный ФГОС ДО, требует, чтобы воспитатели использовали все педагогические ресурсы для достижения максимальных результатов в развитии детей дошкольного возраста.И здесь возникает одно затруднение. Стандартная образовательная программа ориентирована на «средних» дошкольников. Более способные дети могут слишком быстро усваивать ее, а слабые, наоборот, отставать. В итоге и те, и другие теряют мотивацию к обучению. Чтобы этого не произошло, воспитатели должны находить персональный подход к своим подопечным и разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты развития дошкольников (ИОМ). Индивидуальный маршрут обучения позволяет раскрыть и развить у конкретного воспитанника все его способности.
Цели составления ИОМ для дошкольника
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника разрабатывается для того, чтобы:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- помочь ему освоить образовательную программу;
- обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант;
- добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь.
Что входит в индивидуальный образовательный маршрут дошкольника?
В структуре индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста выделяют компоненты:
- диагностический — определяет методы обследования ребенка для составления и корректировки ИОМ;
- целевой — заключается в постановке конкретных целей согласно требованиям ФГОС ДО;
- организационно-педагогический — устанавливает способы и условия достижения поставленных целей;
- содержательный — включает сведения о работе педагога по каждому предмету образовательной программы;
- технологический — описывает, какие технологии, методы, приемы будут использованы в работе с ребенком;
- результативный — содержит финальные результаты развития ребенка, которых нужно достичь к моменту перехода из детского сада в школу.
Как составляется индивидуальный образовательный маршрут дошкольника в ДОУ?
Первый этап – подготовительный. Воспитатель собирает информацию о ребенке, необходимую для составления ИОМ:
- общие сведения (ФИО, пол, возраст и т. д.);
- характеристику семьи;
- особенности физического развития и здоровья;
- особенности моторики;
- уровень развития познавательной сферы;
- уровень развития речи;
- уровень знаний по предметам образовательной программы ДО;
- отношение к занятиям;
- наличие сложностей в общении со сверстниками, взрослым и т. д.
Очень важно выявить текущий уровень освоения программы ДО. Для каждого направления определяются методы и формы педагогической работы, задачи, результаты, которых планируется достичь. Обычно эту часть ИОМ оформляют в виде таблицы. Для наглядности приведем образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
Месяц | Направление работы | Содержание работы | Запланированный результат |
Сентябрь | Коррекция речевых проблем (бедный словарный запас, трудности с составлением ответов на вопросы, предложений, изменением формы слов) |
| Расширение словарного запаса, устранение проблем с составлением предложений, изменением формы слов, ответами на вопросы |
Таблицу можно дополнить колонками «Данные диагностики», «Причины сложностей», «Взаимодействие со специалистами», «Полученные результаты» и др.
Готовый ИОМ должен включать учебный план на каждый день недели с указанием конкретного вида деятельности ребенка в конкретное время. В маршрут обязательно включается блок тематического планирования работы с родителями.
ИОМ регулярно корректируется, дополняется. Для этого минимум дважды в течение учебного года проводят мониторинг развития ребенка, устанавливают текущий уровень его развития.
Посмотреть образец составления ИОМ для дошкольника можно по ссылке (источник raguda.ru).
Где воспитателю ДОУ научиться научиться составлять индивидуальные маршруты развития дошкольников?
АНО «НИИДПО» приглашает пройти программу повышения квалификации «Методика организации и построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника», рассчитанную на 108 часов или 1,5 месяца обучения. Она познакомит вас с теоретическими основами разработки ИОМ и особенностями его построения для разных категорий детей (одаренных, с низкими образовательными результатами, с ОВЗ), с основными направлениями реализации индивидуального образовательного маршрута. По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое подтвердит ваши новые компетенции. Удостоверение примет и работодатель, и аттестационная комиссия.
Программа разработана экспертами-практиками с учетом требований ФГОС ДО и других нормативных документов, реальной специфики работы в современном дошкольном образовании. В ней приведено множество примеров из педагогического опыта, теоретические блоки закрепляются практическими заданиями. Учебный план регулярно корректируется и дополняется, поэтому вы можете быть уверены, что получите на курсе актуальную и полезную информацию.
➥ Обучение у нас полностью дистанционное*. Это дает возможность:
- повышать квалификацию в московском институте, даже если вы живете не в столице;
- учиться без отрыва от работы и личных дел, осваивать материалы программы по удобному индивидуальному графику: вечером, в обеденный перерыв, в выходные;
- пользоваться огромной библиотекой электронных учебных материалов, включая лекции, вебинары;
- обращаться к индивидуальным консультациям с преподавателем при возникновении вопросов и сложностей.
Программа по теме:
Чтобы узнать больше об этой программе и других курсах для воспитателей и педагогов дошкольного образования, свяжитесь со специалистами приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.