Мы в АНО «НИИДПО» обучаем учителей-логопедов на программах профпереподготовки. Прежде чем выбрать для себя именно эту профессию, стоит узнать о ней больше — мы расскажем.
Содержание статьи:
- Задачи школьной логопедии
- Должностные обязанности учителей-логопедов в школе
- Условия работы и права учителей-логопедов: требования законодательства
- Организация работы логопеда в современной школе
Задачи школьной логопедии
- Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, речи у учеников.
- Консультирование педагогов и родителей или законных представителей учеников по вопросам логопедии.
- Своевременное выявление, предупреждение, помощь в преодолении трудностей в освоении образовательной программы.
- Помощь в развитии мышления, памяти, внимания и восприятия у школьников.
- Формирование предпосылок к обучению грамоте. В частности, логопед учит детей звуковому анализу слов, помогает развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
- Помощь в освоении базовых учебных навыков: важно научить детей концентрироваться на задачах, исправлять ошибки, правильно оценивать результат работы, внимательно слушать учителей, соблюдать дисциплину на уроке и пр.
Должностные обязанности учителей-логопедов в школе
Их перечень зависит от условий в конкретной организации. Специалист всегда руководствуется Уставом школы, локальными документами (в частности, должностной инструкцией) и решает именно те задачи, которые перед ним ставит руководство. Но есть список обязанностей, которые встречаются почти всегда:
- оказывать логопедическую помощь школьникам, руководствуясь принципом «не навреди»;
- объяснять родителям и педагогам, как они могут помочь ребенку с нарушением устной речи, письма или чтения (выполнение логопедических «домашних заданий», особый подход к ученику на уроках);
- регулярно углублять и обновлять свои знания, изучать и применять научно обоснованные методы коррекции нарушений, повышать квалификацию;
- следить за состоянием логопункта, оборудования и пр., при необходимости делать запросы на обновление оборудования, покупку новых материалов и т. п.
- хранить служебные и профессиональные тайны, не распространять сведений об ученике, который обратился за помощью.
Программы по теме:
Кроме того, у логопеда в школе есть важное ограничение. Он должен адекватно оценивать свои возможности и никогда не браться за те задачи, которые ему не под силу решить или которыми должны заниматься другие специалисты (например, школьные психологи). Специалист должен прекрасно знать возможности современной логопедии и никогда не давать завышенных и тем более невыполнимых обещаний и прогнозов.
Условия работы и права учителей-логопедов: требования законодательства
Организуя коррекционно-логопедическую работу в школе, руководство ориентируется на требования, указанные в письме Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000 г., постановления Правительства и другие нормативные акты.
Перечислим важнейшие моменты, которые вам нужно знать:
- Школьный логопед проводит занятия с учениками начальной школы, у которых диагностированы общее / фонетико-фонематическое / нерезко выраженное общее /фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма.
- Учебная нагрузка логопеда в школе — 20 часов в неделю (см. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601).
- Максимальная наполняемость школьного логопункта в городе — 25 человек, в селе — 20 человек (см. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2).
- Учитель-логопед имеет право на длительный ежегодный отпуск — 56 дней (Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466). Кроме того, он может потребовать дополнительный отпуск длительностью до года (см. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 N 644 (ред. от 29.06.2020)).
- Если логопед работает в школе по совместительству, он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск по совмещаемой работе. Если специалист не пользуется этим отпуском, при увольнении ему обязаны выплатить компенсацию (см. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41).
Изучите перечисленные документы, свой трудовой договор, должностную инструкцию, Устав организации, где вы работаете — так вы будете знать свои права и понимать, какие условия вам должны предоставить. Если ваши права нарушает работодатель и решить дело мирным путем не удается, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру.
Организация работы логопеда в современной школе
Не в каждой образовательной организации открывают логопункты. По закону, их создают только в тех городских школах, где есть 5-10 классов I ступени начального общего образования (для сельских школ достаточно 3-8 классов). Детей, которые нуждаются в помощи логопеда, зачисляют на логопункт только после обследования, которое проводится два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Нередки случаи, когда в списке на зачисление оказывается гораздо больше детей, чем может принять логопункт (напомним, ограничение — 25 человек для городской школы и 20 для сельской). В таких случаях следует:
- Принимать в первую очередь тех детей, у которых имеются нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
- Сформировать список детей, которые нуждаются в помощи логопеда, но пока не зачислены на школьный логопункт. В течение учебного года дети, чьи нарушения удалось скорректировать, покидают логопункт. Как только это происходит, нужно зачислять следующих в очереди.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с детьми в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время.
В большинстве случаев учитель-логопед проводит групповые занятия длительностью 40 минут. Если некоторым детям такого формата недостаточно, с ними можно проводить индивидуальные занятия длительностью 20 минут.
За тем, чтобы каждый ребенок, зачисленный на логопункт, посещал занятия, следит не только учитель-логопед, но также классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения. Обращайтесь к ним за помощью, если ребенок пропускает занятия.
Если вы хотите глубже изучить вопрос работы со школьниками или получить квалификацию учителя-логопеда — приходите учиться к нам в АНО «НИИДПО»!