Речевые нарушения чаще всего встречаются среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Многие из них обусловлены различными тяжелыми множественными нарушениями развития.
Для многих родителей вообще остается загадкой, чем отличается логопед от дефектолога. Обращаясь не к тому специалисту, многие родители просто теряют драгоценное время. Чтобы избежать этих ошибок, важно понимать, какой именно функционал у логопеда и дефектолога, а в каких случаях необходимо обращаться к логопеду-дефектологу.
Логопед-дефектолог — это универсальный специалист, который занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой тяжелых речевых нарушений у детей и взрослых, возникающих на фоне психических, физических и генетических патологий. Он помогает людям с различными проблемами в области речи, в том числе с задержками в речевом развитии, дизартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми отклонениями.
Логопед-дефектолог проводит комплексное обследование клиентов с психическими и физическими нарушениями для определения причин и характера их речевых нарушений, анализирует состояние их артикуляционных органов, фонематическую и грамматическую сторону речи, лексико-семантическое развитие и другие аспекты речи. На основе полученных данных логопед-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу коррекционной работы для каждого конкретного клиента.
Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, игр и упражнений, направленных на развитие и улучшение речи клиента, на развитие познавательной деятельности в целом (память, внимание, мышление, восприятие) и многие другие способности и навыки. Логопед-дефектолог использует различные методики и техники, например, артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу с ритмикой и интонацией речи, игры с использованием специальных развивающих материалов и многое другое.
Основная цель работы логопеда-дефектолога — помочь избавиться от тяжелых речевых проблем, пациенту, у которого диагностированы отклонения от нормы в физическом или психическом развитии.
Содержание статьи:
- Логопед и дефектолог: в чем разница?
- Где учиться, чтобы получить две квалификации?
- Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?
Логопед и дефектолог: в чем разница?
Логопед занимается преимущественно работой с речью у людей с сохранным интеллектом, в том числе развитием артикуляционных органов, грамматических навыков, словарного запаса, построением правильного предложения, коррекцией и развитием звукопроизношения, развитием правильного речевого дыхания и т.д.
Дефектолог работает с людьми, которые имеют дефекты или нарушения в разных областях развития, включая не только речь, но и интеллект, когнитивные и двигательные навыки и социальную адаптацию.
Логопед-дефектолог — это универсальный специалист, который совмещает обе эти специальности и осуществляет более комплексную работу. Логопед-дефектолог помогает клиентам с расстройством аутистического спектра, церебральным параличом, с нарушением зрения и слуха, задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. В ряде случаев, клиентам с нарушением поведения и выраженными эмоционально-волевыми нарушениями может быть рекомендована работа с логопедом-дефектологом.
Где учиться, чтобы получить две квалификации?
Если вы хотите получить и квалификацию логопеда, и квалификацию дефектолога одновременно, у вас есть несколько путей. Во-первых, вы можете получить высшее образование в одном из российских ВУЗов. Однако нужно учитывать, что это довольно долгий вариант получения профессии — обучение по специальности займет не менее 5 лет.
Другой вариант, более быстрый, — пройти специализированные курсы профессиональной переподготовки. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть высшее или среднее специальное образование. Если воспользоваться этим способом, получить специальность логопеда-дефектолога удастся гораздо быстрее — всего за 1 год.
Хотите сменить профессию и получить сразу две квалификации? Выучиться на логопеда-дефектолога можно на курсах профессиональной переподготовки “Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дефектологии (1550ч)”.
Все обучении осуществляется в дистанционном формате на протяжении 12 месяцев. Вы сможете учиться в любое удобное для вас время, так как доступ к курсу предоставляется круглосуточно. Вы легко сможете совмещать получение новых квалификаций с вашей текущей работой, вам не придется брать отпуск или увольняться, потому что проходить уроки и выполнять домашние задания можно в любое удобное для вас время.
Пройдя обучение, вы получите диплом московского института с государственной лицензией, который дает право вести профессиональную деятельность на территории России и стран СНГ. Программа полностью соответствует обновленному профстандарту.
➥ Остались вопросы? Оставляйте заявку на программу прямо сейчас, и наш менеджер свяжется с вами и ответит на все ваши вопросы.
Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?
Обязанности логопеда-дефектолога во многом зависят от конкретного места, где работает специалист, но обычно состоят из:
- Диагностики — проведения специальных тестов и наблюдений для определения наличия и характера речевых, интеллектуальных, когнитивных, двигательных, социальных нарушений и других дефектов.
- Коррекции — разработки индивидуальных программ развития и коррекции, проведения специальных занятий, направленных на улучшение артикуляции, дыхания, лексики, грамматики, словарного запаса, а также развития высших психических функций.
- Профилактики — проведения профилактических мероприятий для предотвращения возникновения речевых нарушений, например, консультаций для родителей по стимуляции правильной речи у детей.
- Работы с родителями и близкими — консультирования родителей и близких клиентов по методам и приемам работы с людьми с речевыми нарушениями и обучения их специальным методикам.
- Сотрудничества с другими специалистами — работы в команде с педагогами, психологами и медицинскими работниками для более комплексного подхода к решению проблемы клиента.
- Отчетности — ведения документации о проведенных сессиях с клиентом, составления отчетов о состоянии его речевого развития и прогрессе.
Программы обучения по теме