Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Рекомендации для начинающих педагогов: как выстроить отношения с учениками

Рекомендации для начинающих педагогов: как выстроить отношения с учениками

Любой начинающий специалист сталкивается с трудностями. А учителя особенно, ведь им нужно не только разобраться в стандартах, программах, планах, учебниках, но и выстроить отношения с учениками, что без опыта выполнить непросто. Поговорим о том, как это сделать.

Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников

Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстраивает отношения с учениками, с другой – управляет общением в детском коллективе.

Рекомендации для начинающих педагогов

Педагогическое общение охватывает и учебно-дисциплинарную, и личностно-ориентированную сферы. В первую очередь, для выстраивания взаимоотношений с классом молодой педагог использует речь. Именно словесные методы воздействия на детей позволяют учителю приобщить учеников к своим способам мышления.

► Эффективное взаимодействие учителя с учениками не должно характеризоваться как односторонние отношения. Это диалог, сотрудничество, в котором придерживаются следующих правил:

  • прислушиваются к мнению друг друга;
  • совместно принимают решения;
  • несут ответственность за свои поступки и за работу всей группы.

Программа по теме:

Общая педагогика: теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС
620 часов / 5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
15 900 руб
13 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Важные качества начинающего педагога

Какие отношения будут у учителя с учениками, во многом зависит от особенностей его личности. Чтобы выстроить деловое, но в то же время доверительное взаимодействие с классом, педагог должен обладать определенным набором качеств:

  • личностными: открытостью, доброжелательностью, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, ответственностью, способностью к самоконтролю;
  • организационными: справедливостью, последовательностью, честностью, уважением к чужому мнению;
  • деловыми: демократичностью, умением заинтересовать окружающих своими мыслями и идеями;
  • визуальными: гармоничным и аккуратным внешним видом, приятным голосом, сдержанными, но выразительными жестами и мимикой, общей привлекательностью.

► Стоит сказать и о профессионализме специалиста, ведь дети часто не идут на контакт именно из-за недоверия к знаниям молодого учителя. Любую дисциплину можно сделать интересной для учеников. Для этого нужно не только искренне любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Чтобы добиться этой цели, важно уделять большое внимание методике преподавания, подготовке к занятиям.

Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?

Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.

Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:

  • «Начальник». Такой педагог ставит себя выше детей, требует от них идеального послушания. Он постоянно подчеркивает свою силу и власть, правильность собственной точки зрения. Эта модель взаимодействия учителя с учениками характеризуется стремлением наставника давить на страхи и возможные ошибки детей. В итоге отношения между педагогом и детьми неискренние, в классе постоянно возникают бунты, конфликты и обиды.
  • «Компьютер». Это закрытый, холодный педагог, который считает, что его главная цель – давать детям знания. Он не стремится выстроить с детьми близкие отношения, вникнуть в их проблемы, не раскрывается сам. Учитель-компьютер не дает оценки событиям, не высказывает свое мнение и не интересуется мнением учеников. В результате у детей снижается самооценка, из-за отсутствия положительных эмоций пропадает интерес к учебе, падают дисциплина и успеваемость.
  • «Мученик». Такая модель взаимодействия учителя и учеников характеризуется стремлением избежать любых конфликтов. Ее выбирают педагоги, которые больше всего боятся душевного напряжения при разрешении спорных ситуаций. Учитель всегда выступает в качестве миротворца, взваливает на себя чужую работу и все равно испытывает постоянное чувство вины. Дети же реагируют на такое поведение педагога по-разному, но всегда деструктивно. Одни начинают манипулировать им, а другие, наоборот, скрывают свои проблемы, чтобы не расстроить учителя.
  • «Приятель». Выбравший эту модель специалист хочет, чтобы дети относились к нему хорошо. Поэтому он всегда снисходителен, прощает любые проступки, противопоставляет себя другим взрослым, которые требуют, контролируют и наказывают. В результате у учеников не развивает чувство ответственности, они не хотят и не умеют планировать свою деятельность, отвечать за ошибки.   

Сегодня оптимальным считается демократический стиль педагогического общения,  и именно к нему нужно стремиться начинающему учителю. Такой подход формирует у детей положительное отношение к личности педагога и к школе в целом, развивает их самостоятельность, активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность. Учитель-демократ доброжелателен, терпелив, на его уроках царит деловая, но теплая и дружественная атмосфера. Дети точно знают, чего от них хотят, но не боятся ошибиться, проявить инициативу, ведь контроль  учителя ненавязчив, а вместо наказаний практикуются разъяснительные беседы. Учитель-демократ выстраивает отношения с детьми по типу «субъект-субъект», но при этом выступает не приятелем, а наставником, старшим товарищем, образцом для подражания.

Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?

Ошибки молодых педагогов часто приводят к открытому противостоянию с детьми. Нередко конфликты становятся затяжными, что сказывается на общей атмосфере в классе и на эффективности учебно-воспитательного процесса.

Чаще всего причинами конфликтов между начинающим педагогом и детьми становится:

  • нежелание или неумение проанализировать поступок ученика, выяснить его мотивы, сделать правильные выводы;
  • неспособность взглянуть на ту или иную ситуацию глазами ученика;
  • неумелое разрешение конфликтной ситуации в классе;
  • недостаточная ответственность учителя за принятые им решения.

Молодому специалисту нужно понимать, что у него и у детей разный статус и, соответственно, разный уровень ответственности за разрешение конфликтов. В отношениях учителя и ученика именно педагог должен брать на себя инициативу по устранению возникших разногласий. Для этого нужно:

  • Сохранять спокойствие. Даже негативно настроенный к учителю ученик бессознательно копирует его поведение. Поэтому не нужно ругаться, повышать голос, а тем более применять физическую силу. Если вести себя сдержанно, доброжелательно, показывать свое желание решить конфликт, ученик «заразится» спокойствием педагога и быстрее пойдет на контакт. 
  • Выслушать ребенка. Детям, а особенно подросткам, очень важно, чтобы взрослые понимали их мысли и чувства. Иногда ученику нужно просто дать выговориться, чтобы он успокоился и сам пошел на примирение. 
  • Перевести конфликт в конструктивное русло. Например, если ученику не нравится позиция учителя по какому-то вопросу, можно предложить ему провести на ближайшем классном часу дискуссию по этой теме. 

В любом конфликте педагог должен помнить, что его цель – не доказать свою правоту и не успокоить ребенка как можно быстрее, а сохранить доверительные отношения с учеником и показать ему, как грамотно решать спорные ситуации.

► Чтобы свести риск конфликтов к минимуму, нужно не только правильно выбирать модель педагогического поведения, но и стремиться к постоянному развитию своих личностных качеств и профессиональных компетенций. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.