
Статья Шайденковой Татьяны Николаевны, кандидата педагогических наук, доцента, эксперта департамента психологии и педагогики образования, опубликована в сборнике научных трудов.
Сборник издан по материалам всероссийской научно-практической конференции, где обсуждались вопросы адаптации курсантов, получающих образование в системе МВД РФ.
На конференции рассматривались:
- теоретические и практические аспекты применения социально-психологических, психологических и психофизиологических методов при адаптации курсантов;
- актуальное состояние и перспективы развития психологии служебной деятельности;
- профессионально-личностное развитие курсантов (Слушателей).
В статье под названием «Теоретические аспекты проблемы профессиональной адаптации курсантов высших учебных заведений МВД России» эксперт АНО «НИИДПО» рассматривает ряд актуальных вопросов:
Что такое профессиональная адаптация?
Т. Н. Шайденкова отмечает, что понятие «профессиональная адаптация» имеет широкое распространение в психолого-педагогической литературе, однако единое понимание этого термина отсутствует. Автор статьи придерживается определения, которое дано В. А. Сластёниным и В. П. Кашириным: «Профессиональная адаптация представляет собой процесс вхождения человека в профессию и гармонизацию взаимодействия его с профессиональной средой и деятельностью, начало профессионального пути, установление гармоничных отношений внутри коллектива». Большинство учёных, отмечает Т. Н. Шайденкова, выделяют два этапа профессиональной адаптации: начальный проходит в процессе профессионального обучения, а второй – при непосредственной работе по специальности.
Далее в статье обращается внимание на то, что от успешной адаптации к учебно-профессиональной деятельности зависит актуализация резервных возможностей личности. Это также фактор формирования готовности к преодолению различного рода препятствий, возникающих на пути овладения профессией, что особенно важно для курсантов вузов МВД: их профессиональная адаптация начинается с приспособления к условиям военного вуза с его спецификой и продолжается освоением в ходе обучения системы ролей и форм деятельности, отражающей особенности военной профессии.
Три направления адаптации
Особый акцент автором статьи сделан на трёх основных направлениях профессиональной адаптации курсантов. Одно из них касается адаптации к новым условиям учебного процесса в вузе, существенно отличающимся от условий школ или колледжей (техникумов); другое направление определяется условиями уставных отношений и служебной практики в вузе; третье связано с требованиями будущей профессиональной деятельности в её предметном и этическом содержании. Все три направления взаимосвязаны между собой, но на том или ином этапе адаптации значимость каждого может меняться.
В заключительной части статьи автор подчёркивает, что адаптированность курсантов вузов МВД к условиям профессиональной деятельности проявляется в их реальном поведении, в активном освоении новой социальной среды, в эффективности труда и удовлетворённости различными сторонами трудовой деятельности.
![]() | ![]() | ![]() |
В АНО «НИИДПО» Т. Н. Шайденкова преподаёт дисциплины в рамках программ: