Слушатель АНО «НИИДПО» Буянов Владимир Элизбарович предложил использовать интерактивные игровые имитационные технологии при обучении медицинским предметам «Латинский язык с основами медицинской терминологии и фармацевтической номенклатуры» и «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии».
В. Э. Буянов преподаёт в ГБПОУ «Воробьевы горы» (г. Москва) физиологию человека и медицину с элементами биохимии, биотехнологии и фармакологии. В рамках программы «Педагогика профессионального образования. Преподаватель медицинских дисциплин» Слушатель выполнил практические задания под руководством эксперта-практика АНО «НИИДПО» Лидии Викторовны Коноваловой. Требовалось:
- привести примеры из конкретной учебной дисциплины или профессионального модуля, при изучении которых возможно использование игровых имитационных технологий;
- указать разновидность, название и целевую направленность игр;
- аргументировать педагогическую целесообразность включения этих игровых технологий в учебный процесс.
Игровая имитационная технология №1
Дисциплина: «Латинский язык с основами медицинской терминологии и фармацевтической номенклатуры».
Учебная деловая операционная игра:«Рецептура» («Врач и аптекарь»).
Врач выписывает пациенту рецепт по-латыни, пациент приходит в аптеку с рецептом (другая аудитория) и получает лекарство у фармацевта (ролевая проверочная игра).
Врач и аптекарь, каждый в свою очередь, озвучивает для пациента русскую версию содержания рецепта, включая название лекарственного препарата, всех действующих веществ, лекарственную форму и способ приёма с указанием доз и регулярности применения. Пациент выступает в роли арбитра, который сравнивает, правильно ли аптекарь понял рецепт врача.
Все студенты по очереди исполняют роли врача, аптекаря и пациента. Работу всех участников игры оценивает преподаватель или назначенный им эксперт. Все участники игры получают баллы к рейтингу учебных достижений за показатели в игре.
Данная методика широко используется уже в течение нескольких десятилетий. В 80-е гг. прошлого столетия эта ролевая игра привезена в Россию в ходе командировок по обмену профессиональным педагогическим опытом из Чехии (Receptura: Lékař a Lékárník), переведена на русский язык, с тех пор успешно применяется всюду.
Разновидность игровой технологии: Учебная деловая операционная игра.
Целевая направленность игровой технологии: Применить знания, развить умения, сформировать навыки составления и написания рецепта (от руки на бланке, с использованием фармацевтических справочников; с использованием персонального компьютера, планшета, смартфона, на виртуальном бланке с использованием цифровых фармацевтических баз данных; с выдачей на диске пациенту, с размещением в виртуальной амбулаторной карте и истории болезни).
Педагогическая целесообразность включения данной игровой технологии в учебный процесс:
Довольно часто используется. Реальный способ организовать интенсивный и эффективный процесс обучения в сфере составления, оформления и выдачи рецепта, его чтения, понимания и реализации в виде выдачи лекарственных препаратов пациенту в нужной форме. Очень важно для введения в специальность, для учебной мотивации, развития творческой инициативы Слушателей в академических процессах. Ярко выраженная интерактивность метода.
Игровая имитационная технология №2
Дисциплина: «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии».
Учебная деловая имитационная игра: «Медицинский (врачебный) консилиум»
Демонстрирует студентам практическое применение теоретических знаний по анатомии, физиологии и патологии в конкретных ситуациях. Как правило, разбираются три-четыре эпизода, имитирующие решение проблем, связанных с тремя конкретными пациентами. Участники консилиума: главный врач отделения, дежурные врачи-терапевты, рентгенолог, диагност УЗИ, диагност МРТ и/или КТ, врач-лаборант, врач-биохимик, патологоанатом, иммунолог, онколог, кардиолог, пульмонолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, специалист по интенсивной терапии, анестезиолог-реаниматолог и др.
Все роли заранее расписаны, имитируется реальный консилиум по конкретной проблеме (в учебных целях). Студенты тянут жребий накануне игры и готовятся, получив от преподавателя опечатанный конверт с материалами для подготовки. Таким образом, все участники заранее получают всю необходимую информацию для своих выступлений, даже с некоторым преднамеренным избытком различных сведений и данных.
В распоряжении участников консилиума презентации, видеофильмы медицинского содержания, копии истории болезни, заключения специалистов по результатам диагностических исследований. Никто заранее не знает всего точного сценария консилиума, но знает его суть и общий алгоритм проведения.
Далее назначается главный врач отделения, который знает весь точный сценарий, но не знает содержимого всех конвертов, доступных специалистам. В назначенный день и время все собираются вместе на консилиум. Главный врач по очереди даёт слово всем приглашенным специалистам, которые выходят на кафедру, показывают экранные наглядные пособия, предлагают свои версии решения проблем. Потом, на основании всех выслушанных сведений, главный врач выносит на суд коллег своё решение. Коллеги высказываются. Главный врач выносит окончательное решение.
Преподаватель заранее назначает экспертов из числа студентов, не участвующих в озвучивании ролей и не изучавших накануне все использованные материалы. Эксперты оценивают действия участников игры.
После всех эпизодов игры преподаватель выставляет баллы за участие, которые добавляются к общему рейтингу учебных достижений за семестр.
Разновидность игровой технологии: Учебная деловая имитационная игра.
Целевая направленность игровой технологии: Освоение профессиональной лексики и научной речи, закрепление через применение (проговаривание, иллюстрирование, осмысление, выбор нужных данных) полученных теоретических и практических знаний по анатомии, физиологии и основам патологии, формирование умений и навыков взаимодействия специалистов в трудовом коллективе медицинской отрасли.
Педагогическая целесообразность включения данной игровой технологии в учебный процесс: Довольно часто используется. Важна для введения в специальность, для учебной мотивации, развития творческой инициативы студентов в академических процессах. Достаточная степень интерактивности. Развитие профессионального кругозора обучающихся. Демонстрация горизонтов, уровней будущего профессионального, карьерного роста с выбором узких медицинских специальностей.