Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Взаимодействие логопеда с воспитателем: как выстроить сотрудничество?

16.12.2020

У нас в АНО «НИИДПО» есть программа повышения квалификации, посвященная организации совместной работы логопеда и воспитателя. За 1,5 месяца вы изучите специфику работы с дошкольниками, научитесь организовывать и проводить занятия, работать вместе с другими специалистами над коррекцией речевых нарушений у детей.

В этой статье мы кратко разберем тему: рассмотрим цели взаимодействия логопеда и воспитателя в современном ДОО, распределение обязанностей, планирование работы. Если вам нужно больше знаний, приглашаем на программу повышения квалификации!

Направления и цели взаимодействия логопеда с воспитателями

Взаимодействие логопеда с воспитателем как выстроить сотрудничествоОт качества совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе — а это повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день.

► Главных направлений совместной работы пять:

  1. Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
  2. Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
  3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
  4. Развитие познавательной активности дошкольников.
  5. Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.

► Главные цели совместной работы воспитателя и логопеда:

  • Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
  • Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
  • Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
  • Расширить словарный запас дошкольников.
  • Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
  • Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
  • Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.

Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребенка, проектируют для него ситуации успеха, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.

Организация взаимодействия логопеда и воспитателя в ДОО, распределение обязанностей

Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:

  • Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и другим мероприятиям.
  • Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных представителей.
  • Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести работу с детьми.

Часть задач берет на себя логопед:

  • Проводит открытые занятия для педагогов ДОО: учит их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста, обучает логопедическим приемам, упражнениям и пр.
  • Уделяет максимум внимания коррекции звукопроизношения у детей.
  • Составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и пр. для занятий с детьми. При этом логопед учитывает, какие темы занятий запланировал воспитатель.
  • Рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребенком.

И еще часть работы выполняет воспитатель:

  • Работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня. Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки.
  • Следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
  • Выполняет задания логопеда (о них мы расскажем чуть позже).

Рекомендуется оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя — в ней указывают логопедические приемы, упражнения и пр. С ее помощью гораздо легче планировать коррекционную работу.

Как логопед помогает воспитателю планировать работу

Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят:

  • Рекомендации по подбору материала для занятий.
  • Подготовка и проведение индивидуальных занятий по темам, которые ребенку трудно освоить. Обычно логопеды рекомендуют каждый день работать индивидуально с 2-3 детьми и следить за тем, чтобы в течение недели каждый ребенок побывал на персональных занятиях с воспитателем хотя бы раз.
  • Проведение игр (подвижных, на формирование связной речи и пр.), артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Воспитатель должен включить их в режим дня: например, организовать подвижную игру во время прогулки.
  • Проведение логопедических пятиминуток. Их цель — развитие связной речи, формирование грамматического строя и правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса. Рекомендуется проводить как минимум 2-3 пятиминутки в неделю. Логопед может посоветовать их проведение на конкретных занятиях, а также предоставить необходимые пособия и материалы.

► Важно, чтобы воспитатель выполнял эти задания своевременно и прислушивался к рекомендациям логопеда — тогда работа будет действительно эффективной.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

  • Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
наверх