Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
Как корабль назовёте: 7 похожих, но разных профессий в сфере физкультуры и спорта
Как понять, чем отличаются тренер, инструктор и учитель по физической культуре? Эксперт АНО «НИИДПО» Крайнов Андрей Николаевич на основе профстандартов и квалификационных справочников составил обзор профессий, который будет полезен не только Слушателям при выборе программы, но и работодателям.
В 2007–2008 г.г. существующая ранее система квалификаций была заменена на систему профессиональных стандартов. Все принятые профстандарты, а также проекты стандартов размещены на информационном ресурсе Минтруда России.
Юридически понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Для работодателей профстандарт служит основой для установления конкретных требований (должностных инструкций) при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации. Следует учитывать профстандарт и тем, кто планирует обучение по программам профпереподготовки.
В статье мы коротко остановимся на ряде актуальных (утверждённых) профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, а также на ряде проектов, проходящих этап профессионально-общественного обсуждения.
Профстандарт «Тренер». Тренер проводит тренировки и руководит соревнованиями с целью формирования, развития и поддержания спортивного потенциала тренирующихся, достижения ими спортивных результатов.
Профстандарт «Инструктор методист». Инструктор-методист ведёт организационно-методическую работу в физкультурно-спортивных и образовательных организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую подготовку.
В каждом из вышеуказанных профессиональных стандартов достаточно конкретно описаны не только вид и цель профессиональной деятельности, но и трудовые функции, показана функциональная карта вида профессиональной деятельности.
На этапе профессионально-общественного обсуждения (
Также существует ряд профессий, нашедших своё отражение в квалификационных характеристиках должностей работников образования: учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре. Многие из них в виде отдельных стандартов на законодательном уровне на сегодняшний день не закреплены.
В таблице собраны наиболее значимые профессиональные особенности, определявшие профессиональную сферу физической культуры и спорта. Представленная таблица, как и любая другая, не может с математической точностью систематизировать все возможные направления профессионального выбора. Но она отражает сложившуюся практику взаимоотношений работодателя и работника, и в этом смысле является ориентиром не только для различных профильных специалистов (работающих или потенциальных), но и работодателей – государственных организаций и коммерческих структур, ведущих спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.
Профессиональная сфера: Физическая культура и спорт
Профессия (квалификация) |
Основные (потенциальные) организации заказчики (работодатели) |
Основная трудовая функция |
Контингент обучающихся |
Возможность совмещения (без дополнительной профессиональной переподготовки) |
Карьерный рост или расширение профессиональной сферы (при дополнительной профессиональной переподготовке) |
Инструктор по физической культуре |
Дошкольная образовательная организация, организация дополнительного образования детей |
Физкультурно-оздоровительная работа |
Дети дошкольного возраста |
Тренер-преподаватель |
Учитель по физической культуре, тренер-преподаватель, тренер |
Учитель физической культуры |
Общеобразовательная организация, центр образования |
Преподавание предмета «Физическая культура» |
Дети и подростки школьного возраста |
Инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель |
Тренер, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту |
Преподаватель по физическому воспитанию |
Образовательная организация среднего профессионального образования или образовательная организация высшего образования |
Преподавание предмета «Физическая культура» |
Учащаяся молодёжь (студенты) |
Учитель по физической культуре, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель |
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер |
Руководитель физического воспитания |
Образовательная организация среднего профессионального образования |
Организация и руководство физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой |
Учащаяся молодёжь (студенты) |
Преподаватель по физическому воспитанию, тренер-преподаватель, учитель по физической культуре |
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер |
Тренер-преподаватель |
Организация дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа – ДЮСШ, спортивный клуб, фитнесс-центр |
Общефизическая (предпрофессиональная) и специализированная подготовка по виду спорта |
Дети и подростки |
Учитель физической культуры |
Тренер, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту |
Тренер |
ДЮСШ, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва – СДЮШОР, спортивный клуб, фитнес-центр |
Подготовка спортсменов различной квалификации |
Дети, подростки, взрослые |
Инструктор-методист |
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту |
Инструктор-методист |
ДЮСШ или СДЮШОР |
Организация и научно-методическое сопровождение процесса спортивной подготовки |
Дети, подростки, взрослые |
Тренер |
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту |
Осознанный выбор профессии в сфере физической культуры и спорта предполагает соотнесение профессионального стандарта с присваиваемой квалификацией, организацией заказчиком (работодателем) и особенностями профессиональной сферы.
Как показывает практика АНО «НИИДПО, для становления, развития совершенствования профессиональных качеств и способностей будущего специалиста на начальном этапе достаточно пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по выбранному вами направлению.
1080 часов (10 мес.)
Квалификация: Тренер-преподаватель
620 часов (3 мес.)
Квалификация: Тренер
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Инструктор по физической культуре и спорту
620 часов (5.5 мес.)
Квалификация: Учитель физической культуры
В АНО «НИИДПО» образовательный контент (лекции, семинары, вебинары, практикоориентированные задания, тестирования) постоянно модернизируется. Расширяется спектр программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, максимально учитывающий потребности общества, работодателей и ваш личный выбор.
Наши специалисты-консультанты помогут вам в «физкультурно-спортивном» выборе, но окончательный выбор профессии остается за вами. Команда Института искренне желает вам «назвать ваш корабль правильно» и отправиться вместе с нами в увлекательный путь!
Подберем программу для Вас!
Наш специалист свяжется с Вами






Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Задать вопрос
117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1
© 2016-2021 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения»