Как корабль назовёте: 7 похожих, но разных профессий в сфере физкультуры и спорта

14.10.2020

Как корабль назовёте: 7 похожих, но разных профессий в сфере физкультуры и спортаКак понять, чем отличаются тренер, инструктор и учитель по физической культуре? Эксперт АНО «НИИДПО» Крайнов Андрей Николаевич на основе профстандартов и квалификационных справочников составил обзор профессий, который будет полезен не только Слушателям при выборе программы, но и работодателям.

В 2007–2008 г.г. существующая ранее система квалификаций была заменена на систему профессиональных стандартов. Все принятые профстандарты, а также проекты стандартов размещены на информационном ресурсе Минтруда России.

Юридически понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статье, квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Для работодателей профстандарт служит основой для установления конкретных требований (должностных инструкций) при выполнении трудовой функции работника с учётом специфики деятельности организации. Следует учитывать профстандарт и тем, кто планирует обучение по программам профпереподготовки.

В статье мы коротко остановимся на ряде актуальных (утверждённых) профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта, а также на ряде проектов, проходящих этап профессионально-общественного обсуждения.

Профстандарт «Тренер». Тренер проводит тренировки и руководит соревнованиями с целью формирования, развития и поддержания спортивного потенциала тренирующихся, достижения ими спортивных результатов.

Профстандарт «Инструктор методист». Инструктор-методист ведёт организационно-методическую работу в физкультурно-спортивных и образовательных организациях, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую подготовку.

В каждом из вышеуказанных профессиональных стандартов достаточно конкретно описаны не только вид и цель профессиональной деятельности, но и трудовые функции, показана функциональная карта вида профессиональной деятельности.

На этапе профессионально-общественного обсуждения (2020 г.) и государственной аккредитации находятся профессиональные стандарты «Тренер-преподаватель» и «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту».

Также существует ряд профессий, нашедших своё отражение в квалификационных характеристиках должностей работников образования: учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре. Многие из них в виде отдельных стандартов на законодательном уровне на сегодняшний день не закреплены.

В таблице собраны наиболее значимые профессиональные особенности, определявшие профессиональную сферу физической культуры и спорта. Представленная таблица, как и любая другая, не может с математической точностью систематизировать все возможные направления профессионального выбора. Но она отражает сложившуюся практику взаимоотношений работодателя и работника, и в этом смысле является ориентиром не только для различных профильных специалистов (работающих или потенциальных), но и работодателей – государственных организаций и коммерческих структур, ведущих спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.

Профессиональная сфера: Физическая культура и спорт

Профессия (квалификация)

 

Основные (потенциальные) организации заказчики (работодатели)

 

Основная трудовая функция

 

Контингент обучающихся

 

Возможность совмещения (без дополнительной профессиональной переподготовки)

Карьерный рост или расширение профессиональной сферы (при дополнительной профессиональной переподготовке)

Инструктор по физической культуре

Дошкольная образовательная организация, организация дополнительного образования детей

Физкультурно-оздоровительная работа

Дети дошкольного возраста

Тренер-преподаватель

Учитель по физической культуре, тренер-преподаватель, тренер

Учитель физической культуры

Общеобразовательная организация, центр образования

Преподавание предмета «Физическая культура»

Дети и подростки школьного возраста

Инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель

Тренер, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

Преподаватель по физическому воспитанию

Образовательная организация среднего профессионального образования или образовательная организация высшего образования

Преподавание предмета «Физическая культура»

Учащаяся молодёжь (студенты)

Учитель по физической культуре, руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Руководитель физического воспитания

Образовательная организация среднего профессионального образования

Организация и руководство физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой

Учащаяся молодёжь (студенты)

Преподаватель по физическому воспитанию, тренер-преподаватель, учитель по физической культуре

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту, тренер

Тренер-преподаватель

Организация дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа – ДЮСШ, спортивный клуб, фитнесс-центр

Общефизическая (предпрофессиональная) и специализированная подготовка по виду спорта

Дети и подростки

Учитель физической культуры

Тренер, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Тренер

ДЮСШ, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва – СДЮШОР, спортивный клуб, фитнес-центр

Подготовка спортсменов различной квалификации

Дети, подростки, взрослые

Инструктор-методист

Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Инструктор-методист

ДЮСШ или СДЮШОР

Организация и научно-методическое сопровождение процесса спортивной подготовки

Дети, подростки, взрослые

Тренер

Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Осознанный выбор профессии в сфере физической культуры и спорта предполагает соотнесение профессионального стандарта с присваиваемой квалификацией, организацией заказчиком (работодателем) и особенностями профессиональной сферы. 

Как показывает практика АНО «НИИДПО, для становления, развития совершенствования профессиональных качеств и способностей будущего специалиста на начальном этапе достаточно пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по выбранному вами направлению.

В АНО «НИИДПО» образовательный контент (лекции, семинары, вебинары, практикоориентированные задания, тестирования) постоянно модернизируется. Расширяется спектр программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, максимально учитывающий потребности общества, работодателей и ваш личный выбор.

Наши специалисты-консультанты помогут вам в «физкультурно-спортивном» выборе, но окончательный выбор профессии остается за вами. Команда Института искренне желает вам «назвать ваш корабль правильно» и отправиться вместе с нами в увлекательный путь!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Рекомендуемые программы обучения

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, город Москва, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V, офис 1

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх