8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Новости
  • «Я стала востребованным логопедом с помощью знаний и комплексного подхода»: история нашей выпускницы

«Я стала востребованным логопедом с помощью знаний и комплексного подхода»: история нашей выпускницы

Дарья Парфенова
логопед, психолог
 
Дарья Парфенова решила стать логопедом и сразу добилась значительных успехов. Еще во время обучения она устроилась в детский центр, предложив эффективный подход к коррекции речи. В интервью Дарья рассказала, почему растет значимость логопедии и как войти в эту профессию без практического опыта.

Может ли начинающий логопед найти работу по специальности?

- Дарья, как вы решили стать логопедом?

- Недавно я получила психологическое образование и задумалась: с кем я хотела бы работать? Неожиданно для себя поняла, что с детьми, хотя раньше даже не рассматривала этот вариант. Но во время обучения именно дети стали для меня самыми интересными и комфортными клиентами.

На этой основе я начала выбирать специализацию. Не хотелось быть просто психологом, мне нравилось развиваться и расширять знания. Тогда моя мама, получившая в НИИДПО квалификацию логопеда, спросила: не хочу ли я тоже попробовать?

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций
620 часов / 6 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
23 800 руб
19 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Я решила, что это будет лучший вариант квалификации. Работая обычным воспитателем, я бы не смогла в полной мере реализовать знания из психологии. А логопеду для эффективного результата необходимо добиться расположения ребенка и его родителей, психологически подготовить и настроить их на изменения. Так я пришла к решению стать логопедом.

- Расскажите о первых шагах в этой профессии. Как выбирали обучение, искали работу по специальности?

- Я сразу решила, что буду учиться онлайн. В Крыму, где я живу, немного подходящих учебных заведений. Кроме того, у меня есть дети, и в тот момент я работала помощником руководителя. Удаленный формат НИИДПО позволил совмещать обучение с делами и везде успевать.

Курс по логопедии был непростым. Нередко приходилось разбираться в медицинской терминологии, осваивать знания из смежных дисциплин: дефектологии, нейропсихологии. Хороший специалист должен понимать, из чего формируется речь, какие факторы влияют на нее. Поэтому и подход к ребенку должен быть комплексным, с учетом всех возможных деталей.

Именно такой метод и помог мне найти первую работу. Я начала искать ее уже во время обучения и понимала, что отсутствие опыта может помешать. Однако даже новички могут быстро попасть в профессию, если получат качественное образование и предложат хорошую программу. У меня сработал как раз комплексный подход – в отличие от многих логопедов, я не ограничиваюсь фонематической зарядкой и артикуляционными упражнениями. Я смогла доказать эффективность этого подхода в своей программе и устроилась логопедом в частный детский центр в Симферополе.

Как родители участвуют в работе логопеда и почему важно с ними беседовать

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о подходе к занятиям. Как вы их проводите?

- Я работаю с ребенком только в частном порядке. Думаю, что в групповой терапии эффекта достичь сложнее, потому что все дети индивидуальны. Кроме того, у многих с возрастом появляются комплексы из-за речевых дефектов, поэтому таким людям сложнее раскрыться в группе.

Перед первым занятием я собираю весь анамнез, начиная с беременности: внутриутробные факторы порой оказывают значительное влияние на формирование речи. Важны также коммуникация с родителями, хронические заболевания и даже питание ребенка. После сбора нужных данных я провожу консультацию с родителями. На ней поясняю, с чем нужно работать и как будут проходить встречи.

Занятие проходит около часа и состоит из трех частей: непосредственной работы с ребенком, составления домашнего задания и беседы с родителями. Я занимаюсь развитием фонематического слуха, постановкой грамматически верных речевых конструкций, согласованием с числительными, пониманием обращенной речи и многим другим. Почти всегда я стараюсь прибегать к игровому формату.

Например, сейчас я занимаюсь коррекцией речи с 5-летней девочкой. Со стороны может показаться, что она просто проводит время в игровой комнате, но в это время и происходит логопедический процесс. Во время занятия я учу ее правильно произносить какое-то слово – к примеру, «помидор». Эти помидоры разложены повсюду: в натуральном виде, в форме игрушки, на рисунке. Как только девочка сталкивается с одним из них, мы повторяем слово по слогам, медленно и четко. Такая ненавязчивая тренировка дает хороший результат, и я нередко прибегаю к этому формату.

После занятия, как я уже сказала, важно обсудить результаты с родителями. Зачастую с ними приходится подолгу разговаривать и объяснять, как меняется речь ребенка и что им нужно сделать для закрепления результата. Эта часть работы бывает самой сложной.

- Почему разговор с родителями так важен и одновременно непрост для логопеда?

- Я работаю с ребенком всего 45 минут, после чего он возвращается в среду, которая для него привычнее и важнее всего. Здесь мои возможности ограничены, и если не выполнять домашние задания, не продолжать повторять закрепленный материал – усилия специалиста будут бесполезны. Но не все родители понимают эту закономерность, поэтому приходится разговаривать с ними снова и снова.

Кроме того, многие родители не осознают всей важности коммуникации с ребенком. К сожалению, им проще дать малышу телефон или планшет вместо того, чтобы поиграть с ним или почитать сказку. Из-за этого у ребенка развиваются проблемы с вниманием, нарушаются логические связи, замедляется социализация. При разговоре нередко выясняется, что молодые родители не были достаточно подготовлены к появлению ребенка и просто не знают, как участвовать в его воспитании.

Отдельная проблема – порицание или даже высмеивание речевых проблем детей. Взрослым, и тем более родителям, ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки или насмехаться над ним. Это провоцирует развитие серьезных психологических травм и комплексов, усугубляет расстройство и значительно затрудняет коррекционный процесс.

Перечисленные проблемы еще раз доказывают, что общение с родителями – неотъемлемая часть работы логопеда. И вместе с тем самая сложная, потому что объяснить что-то взрослому, сформированному человеку намного труднее, чем восприимчивому ребенку.

- Согласна с вами! А к чему еще, на ваш взгляд, стоит готовиться начинающему логопеду?

- Во-первых, к тому, что все дети разные. К вам может прийти и спокойный, и гиперактивный ребенок. Кто-то проявляет сильное отрицание: «у меня все нормально, мне не нужно переучиваться». Кто-то, наоборот, напуган и закомплексован. Важно проявлять терпение и доброжелательность. Объятия в начале и конце занятия хорошо снимают стресс и расслабляют ребенка.

Во-вторых, нужно помнить, что в присутствии ребенка нельзя говорить о его неудачах, даже если об этом просят родители. Постарайтесь организовать обсуждение наедине. Дети часто зависят от чужой оценки, поэтому критика может их демотивировать.

В-третьих, нужно быть готовым к вовлеченной, внимательной работе, действовать в постоянном контакте с детьми. Я всегда стараюсь донести до ребенка пользу наших занятий. Например, говорю, что наши занятия – как фитнес-зал для взрослых, только мы тренируем не пресс, а нашу речь.

И в-четвертых, нужно тщательно прорабатывать план занятий, а с детьми до 6 лет работать только в игровой форме. И даже более старшим детям иногда нужны легкие и веселые упражнения. Возможно, они требуют большей подготовки и дополнительных материалов, но результат от них всегда лучше.

Почему ценность логопедии продолжает расти

- Дарья, насколько сейчас актуальна профессия логопеда? Правда ли, что количество речевых нарушений у детей растет?

- Да, это так. Недавно я еще раз убедилась в этом, когда пришла на выпускной сына в детский сад. Из 30 детей в группе нормально и чисто разговаривали только четверо. У остальных наблюдались проблемы разной степени сложности.

Чаще всего родители ждут, что эти проблемы исчезнут сами собой до 5 лет – к этому возрасту формируется речь ребенка. Я же считаю, что к логопеду нужно обращаться намного раньше, при первых признаках. Только специалист сможет определить, является ли нарушение речи ребенка временным или свидетельствует о более серьезной проблеме.

Большинство детей в моей практике сталкиваются со сложностями в звуках «р» и «л», с произношением шипящих, с парасигматизмами – когда один звук при говорении заменяется другим. В тяжелых случаях детей надо учить говорить заново, полностью очищать и корректировать речь.

Причин для роста речевых нарушений может быть много, но я придерживаюсь мнения, что основную роль играет воспитание. Я уже говорила, что из-за раннего вовлечения в технологии, кормления под мультики и замены игрушек планшетом ребенок теряет способность фокусировать внимание. А поскольку эта тенденция возникла в нашу цифровую эпоху, то и профессия логопеда актуальна как никогда.

- Действительно, сегодня логопедия исключительно важна и востребована. Значит ли это, что и заработок специалистов стал выше?

- Необходимость в логопедах высока. Спрос растет, а вместе с ним и заработок специалистов. Думаю, сейчас и новичок в этой профессии сможет получать достойную оплату труда. Но все же я считаю, что прежде всего нужно зарекомендовать себя и показать свою компетентность. На рынке немало логопедов, но тех, кто работает действительно качественно, – единицы. К уровню этого меньшинства нужно стремиться, и тогда вас выберут, запомнят и будут готовы достойно оплатить ваш труд. Не стоит пытаться привлечь клиентов низкой стоимостью. Я уверена, что обращаются обычно к тому, кто дает лучший результат, а не лучшую цену.

Как начинающий специалист, я стараюсь брать соответствующую оплату. Часовое занятие у меня стоит 700 рублей. Впоследствии, когда я получу больше опыта и повышу квалификацию, смогу повысить и стоимость. Главное – не останавливаться и постоянно развиваться в профессии.

- Согласна с вами. Поделитесь планами на дальнейшее развитие?

- Я бы хотела получить дополнительное образование по нейропсихологии. Эта квалификация позволит мне брать в работу детей, которые совсем не говорят. К ним нужен особый подход, для которого пока недостаточно моих текущих знаний.

А еще у меня есть мечта – открыть собственный центр раннего речевого развития ребенка. В нем я хочу расширить идею комплексного подхода. Например, проводить занятия не только с детьми, но и с родителями: обучать их правильному общению с ребенком, выявлять речевые нарушения на ранней стадии и проводить профилактику.

Такие занятия позволили бы внедрить культуру раннего развития в семьи и улучшить качество жизни детей. А еще это упростит сотрудничество с родителями и сделает работу логопеда эффективнее. Кто-то из моих коллег считает, что такой подход лишит необходимости обращаться к логопеду, но я уверена, что этого не будет. У специалистов появится шанс погрузиться в более сложные проблемы, которые невозможно решить домашней профилактикой. За счет этого профессия будет развиваться, а ее ценность только вырастет. Я уверена, что здесь, как и везде, нужно стремиться к росту и ставить перед собой новые вызовы.

- Это отличный план, верим, что вам удастся его реализовать! Дарья, спасибо за интересную беседу. Желаем вам удачи!

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.