Может ли начинающий логопед найти работу по специальности?
- Дарья, как вы решили стать логопедом?
- Недавно я получила психологическое образование и задумалась: с кем я хотела бы работать? Неожиданно для себя поняла, что с детьми, хотя раньше даже не рассматривала этот вариант. Но во время обучения именно дети стали для меня самыми интересными и комфортными клиентами.
На этой основе я начала выбирать специализацию. Не хотелось быть просто психологом, мне нравилось развиваться и расширять знания. Тогда моя мама, получившая в НИИДПО квалификацию логопеда, спросила: не хочу ли я тоже попробовать?
Я решила, что это будет лучший вариант квалификации. Работая обычным воспитателем, я бы не смогла в полной мере реализовать знания из психологии. А логопеду для эффективного результата необходимо добиться расположения ребенка и его родителей, психологически подготовить и настроить их на изменения. Так я пришла к решению стать логопедом.
- Расскажите о первых шагах в этой профессии. Как выбирали обучение, искали работу по специальности?
- Я сразу решила, что буду учиться онлайн. В Крыму, где я живу, немного подходящих учебных заведений. Кроме того, у меня есть дети, и в тот момент я работала помощником руководителя. Удаленный формат НИИДПО позволил совмещать обучение с делами и везде успевать.
Курс по логопедии был непростым. Нередко приходилось разбираться в медицинской терминологии, осваивать знания из смежных дисциплин: дефектологии, нейропсихологии. Хороший специалист должен понимать, из чего формируется речь, какие факторы влияют на нее. Поэтому и подход к ребенку должен быть комплексным, с учетом всех возможных деталей.
Именно такой метод и помог мне найти первую работу. Я начала искать ее уже во время обучения и понимала, что отсутствие опыта может помешать. Однако даже новички могут быстро попасть в профессию, если получат качественное образование и предложат хорошую программу. У меня сработал как раз комплексный подход – в отличие от многих логопедов, я не ограничиваюсь фонематической зарядкой и артикуляционными упражнениями. Я смогла доказать эффективность этого подхода в своей программе и устроилась логопедом в частный детский центр в Симферополе.
Как родители участвуют в работе логопеда и почему важно с ними беседовать
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о подходе к занятиям. Как вы их проводите?
- Я работаю с ребенком только в частном порядке. Думаю, что в групповой терапии эффекта достичь сложнее, потому что все дети индивидуальны. Кроме того, у многих с возрастом появляются комплексы из-за речевых дефектов, поэтому таким людям сложнее раскрыться в группе.
Перед первым занятием я собираю весь анамнез, начиная с беременности: внутриутробные факторы порой оказывают значительное влияние на формирование речи. Важны также коммуникация с родителями, хронические заболевания и даже питание ребенка. После сбора нужных данных я провожу консультацию с родителями. На ней поясняю, с чем нужно работать и как будут проходить встречи.
Занятие проходит около часа и состоит из трех частей: непосредственной работы с ребенком, составления домашнего задания и беседы с родителями. Я занимаюсь развитием фонематического слуха, постановкой грамматически верных речевых конструкций, согласованием с числительными, пониманием обращенной речи и многим другим. Почти всегда я стараюсь прибегать к игровому формату.
Например, сейчас я занимаюсь коррекцией речи с 5-летней девочкой. Со стороны может показаться, что она просто проводит время в игровой комнате, но в это время и происходит логопедический процесс. Во время занятия я учу ее правильно произносить какое-то слово – к примеру, «помидор». Эти помидоры разложены повсюду: в натуральном виде, в форме игрушки, на рисунке. Как только девочка сталкивается с одним из них, мы повторяем слово по слогам, медленно и четко. Такая ненавязчивая тренировка дает хороший результат, и я нередко прибегаю к этому формату.
После занятия, как я уже сказала, важно обсудить результаты с родителями. Зачастую с ними приходится подолгу разговаривать и объяснять, как меняется речь ребенка и что им нужно сделать для закрепления результата. Эта часть работы бывает самой сложной.
- Почему разговор с родителями так важен и одновременно непрост для логопеда?
- Я работаю с ребенком всего 45 минут, после чего он возвращается в среду, которая для него привычнее и важнее всего. Здесь мои возможности ограничены, и если не выполнять домашние задания, не продолжать повторять закрепленный материал – усилия специалиста будут бесполезны. Но не все родители понимают эту закономерность, поэтому приходится разговаривать с ними снова и снова.
Кроме того, многие родители не осознают всей важности коммуникации с ребенком. К сожалению, им проще дать малышу телефон или планшет вместо того, чтобы поиграть с ним или почитать сказку. Из-за этого у ребенка развиваются проблемы с вниманием, нарушаются логические связи, замедляется социализация. При разговоре нередко выясняется, что молодые родители не были достаточно подготовлены к появлению ребенка и просто не знают, как участвовать в его воспитании.
Отдельная проблема – порицание или даже высмеивание речевых проблем детей. Взрослым, и тем более родителям, ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки или насмехаться над ним. Это провоцирует развитие серьезных психологических травм и комплексов, усугубляет расстройство и значительно затрудняет коррекционный процесс.
Перечисленные проблемы еще раз доказывают, что общение с родителями – неотъемлемая часть работы логопеда. И вместе с тем самая сложная, потому что объяснить что-то взрослому, сформированному человеку намного труднее, чем восприимчивому ребенку.
- Согласна с вами! А к чему еще, на ваш взгляд, стоит готовиться начинающему логопеду?
- Во-первых, к тому, что все дети разные. К вам может прийти и спокойный, и гиперактивный ребенок. Кто-то проявляет сильное отрицание: «у меня все нормально, мне не нужно переучиваться». Кто-то, наоборот, напуган и закомплексован. Важно проявлять терпение и доброжелательность. Объятия в начале и конце занятия хорошо снимают стресс и расслабляют ребенка.
Во-вторых, нужно помнить, что в присутствии ребенка нельзя говорить о его неудачах, даже если об этом просят родители. Постарайтесь организовать обсуждение наедине. Дети часто зависят от чужой оценки, поэтому критика может их демотивировать.
В-третьих, нужно быть готовым к вовлеченной, внимательной работе, действовать в постоянном контакте с детьми. Я всегда стараюсь донести до ребенка пользу наших занятий. Например, говорю, что наши занятия – как фитнес-зал для взрослых, только мы тренируем не пресс, а нашу речь.
И в-четвертых, нужно тщательно прорабатывать план занятий, а с детьми до 6 лет работать только в игровой форме. И даже более старшим детям иногда нужны легкие и веселые упражнения. Возможно, они требуют большей подготовки и дополнительных материалов, но результат от них всегда лучше.
Почему ценность логопедии продолжает расти
- Дарья, насколько сейчас актуальна профессия логопеда? Правда ли, что количество речевых нарушений у детей растет?
- Да, это так. Недавно я еще раз убедилась в этом, когда пришла на выпускной сына в детский сад. Из 30 детей в группе нормально и чисто разговаривали только четверо. У остальных наблюдались проблемы разной степени сложности.
Чаще всего родители ждут, что эти проблемы исчезнут сами собой до 5 лет – к этому возрасту формируется речь ребенка. Я же считаю, что к логопеду нужно обращаться намного раньше, при первых признаках. Только специалист сможет определить, является ли нарушение речи ребенка временным или свидетельствует о более серьезной проблеме.
Большинство детей в моей практике сталкиваются со сложностями в звуках «р» и «л», с произношением шипящих, с парасигматизмами – когда один звук при говорении заменяется другим. В тяжелых случаях детей надо учить говорить заново, полностью очищать и корректировать речь.
Причин для роста речевых нарушений может быть много, но я придерживаюсь мнения, что основную роль играет воспитание. Я уже говорила, что из-за раннего вовлечения в технологии, кормления под мультики и замены игрушек планшетом ребенок теряет способность фокусировать внимание. А поскольку эта тенденция возникла в нашу цифровую эпоху, то и профессия логопеда актуальна как никогда.
- Действительно, сегодня логопедия исключительно важна и востребована. Значит ли это, что и заработок специалистов стал выше?
- Необходимость в логопедах высока. Спрос растет, а вместе с ним и заработок специалистов. Думаю, сейчас и новичок в этой профессии сможет получать достойную оплату труда. Но все же я считаю, что прежде всего нужно зарекомендовать себя и показать свою компетентность. На рынке немало логопедов, но тех, кто работает действительно качественно, – единицы. К уровню этого меньшинства нужно стремиться, и тогда вас выберут, запомнят и будут готовы достойно оплатить ваш труд. Не стоит пытаться привлечь клиентов низкой стоимостью. Я уверена, что обращаются обычно к тому, кто дает лучший результат, а не лучшую цену.
Как начинающий специалист, я стараюсь брать соответствующую оплату. Часовое занятие у меня стоит 700 рублей. Впоследствии, когда я получу больше опыта и повышу квалификацию, смогу повысить и стоимость. Главное – не останавливаться и постоянно развиваться в профессии.
- Согласна с вами. Поделитесь планами на дальнейшее развитие?
- Я бы хотела получить дополнительное образование по нейропсихологии. Эта квалификация позволит мне брать в работу детей, которые совсем не говорят. К ним нужен особый подход, для которого пока недостаточно моих текущих знаний.
А еще у меня есть мечта – открыть собственный центр раннего речевого развития ребенка. В нем я хочу расширить идею комплексного подхода. Например, проводить занятия не только с детьми, но и с родителями: обучать их правильному общению с ребенком, выявлять речевые нарушения на ранней стадии и проводить профилактику.
Такие занятия позволили бы внедрить культуру раннего развития в семьи и улучшить качество жизни детей. А еще это упростит сотрудничество с родителями и сделает работу логопеда эффективнее. Кто-то из моих коллег считает, что такой подход лишит необходимости обращаться к логопеду, но я уверена, что этого не будет. У специалистов появится шанс погрузиться в более сложные проблемы, которые невозможно решить домашней профилактикой. За счет этого профессия будет развиваться, а ее ценность только вырастет. Я уверена, что здесь, как и везде, нужно стремиться к росту и ставить перед собой новые вызовы.
- Это отличный план, верим, что вам удастся его реализовать! Дарья, спасибо за интересную беседу. Желаем вам удачи!