Успешное воспитание и дошкольное образование детей с отклонениями в развитии зависит не только от педагогов группы, но и от слаженной работы всего коллектива ДОО. Расскажем о взаимодействии воспитателя с учителем-дефектологом, логопедом, психологом и социальным педагогом, а также о том, как совместная деятельность помогает добиться отличного результата в работе с детьми.
Координация и планирование взаимодействия

Всю воспитательную и коррекционно-развивающую работу организует и координирует старший воспитатель при помощи учителя-дефектолога, психолога или логопеда в зависимости от профиля ДОО и наличия специалистов в штате. На всех этапах работы с ребенком каждый педагог выполняет свои задачи. Эта работа начинается уже на этапе диагностики:
- педагог-психолог исследует эмоционально-личностную сферу и интеллектуальное развитие ребенка;
- учитель-логопед выявляет уровень развития общей, мелкой и артикуляционной моторики и речевого развития;
- учитель-дефектолог диагностирует мышление, зрительное и слуховое восприятие, понимание инструкций;
- социальный педагог изучает личностные особенности ребенка, его социальное окружение и условия жизни;
- воспитатель проводит динамическое наблюдение, выявляет развитость у ребенка умений и навыков.
► По результатам диагностики специалисты составляют индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка с учетом выявленных особенностей.
Коррекционно-развивающая работа: распределение обязанностей
На этапе коррекционно-развивающей работы:
- психолог развивает неречевые психические функции и операции мышления, нормализует навыки общения ребенка с детьми и взрослыми;
- логопед развивает речь ребенка, корректирует речевые нарушения;
- дефектолог развивает речь, моторику, математические представления, расширяет кругозор;
- социальный педагог защищает права и интересы ребенка, создает условия для его успешной адаптации в обществе.
Воспитатель служит связующим звеном между специалистами и помогает им в работе над сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферой, занимается развитием речи и общим развитием. Он следует рекомендациям других специалистов, но не дублирует их работу.
Особенности работы воспитателя с психологом, дефектологом и логопедом
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями включает работу и с детьми, и с педагогическим коллективом. Так, психолог:
- создает банк развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников для использования в работе воспитателя;
- помогает проводить праздничные мероприятия;
- разрабатывает рекомендации по образовательной траектории ребенка и участвует в мониторинге по определению уровня сформированности школьной зрелости у детей подготовительной группы;
- консультирует воспитателей и родителей по вопросам развития детей;
- оказывает воспитателям профилактическую помощь и предупреждает профессиональное выгорание;
- участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий;
- помогает в психологической подготовке детей к школе.
Взаимодействие логопеда и воспитателя строится на тесной взаимосвязи. Логопед должен рассказывать, над какими звуками он работает с тем или иным ребенком и просить воспитателя дополнительно выполнять упражнения с детьми в течение дня. Для каждой группы логопед разрабатывает и пополняет картотеку дидактического материала по развитию речи, а воспитатель использует его в своей работе. Так воспитатель закрепляет уже пройденный у логопеда материал.
Точно так же воспитатель закрепляет знания, приобретенные детьми в работе с дефектологом, отрабатывает умения, интегрируя их в игру, трудовую деятельность, наблюдение за окружающим миром и другие повседневные занятия. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя обеспечивает повторение и закрепление изучаемого материала в различных бытовых ситуациях.
Взаимодействие воспитателя с логопедом — наиболее частый случай совместной деятельности специалистов в ДОО. Поэтому мы в АНО «НИИДПО» разработали программу повышения квалификации по организации совместной работы логопеда и воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Здесь вас научат:
- организовывать учебный процесс в логопедических ДОО;
- проводить развивающие занятия для детей с нарушениями речи;
- разделять обязанности между воспитателями и логопедами;
- работать с семьями воспитанников, имеющих речевые расстройства.
► Записаться на курсы вы можете в любой момент — набор в группы ведется в течение всего года, а сами занятия проходят дистанционно*. Вам не нужно приезжать в институт ни для подачи документов, ни для прохождения обучения. Весь процесс проводится на специальной платформе в интернете. После окончания курсов выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Формы совместной деятельности воспитателя с другими специалистами
Чтобы достичь лучших результатов, педагоги должны не только обмениваться знаниями и сообща планировать работу с детьми, но и проводить совместные мероприятия Это могут быть:
- тематические интегрированные занятия;
- праздники и развлечение;
- открытые занятия для родителей;
- оформление стендов с информацией для родителей;
- взаимные консультации и консультации для родителей.
► Помните, что успех коррекционно-развивающей работы зависит от того, насколько четко спланирована система взаимодействия воспитателя с педагогом-психологом, логопедом, дефектологом и другими членами педагогического коллектива ДОО. Если вы хотите еще больше усилить эффект от такой работы, приходите на курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО»!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.