Аттестация воспитателя детского сада, дома-интерната и пр. проводится для двух целей. Первая — проверить профессиональный уровень педагога и убедиться, что он может успешно работать с детьми. Вторая цель — повысить квалификационную категорию. Педагог с первой или высшей категорией получает сразу несколько преимуществ. Ему легче устроиться на работу, в том числе в престижную организацию, проще подняться по карьерной лестнице. Кроме того, для таких специалистов предусмотрены надбавки: обычно это 25% к окладу для первой категории и 40% — для высшей.
Как часто аттестацию проходят педагоги дошкольного образования?
Впервые — через два года после начала работы, а потом — раз в пять лет.
Если воспитатель уверен в своих силах и хочет повысить категорию, он не обязан дожидаться указанного срока. Но нужно учитывать ограничения:
- Подать заявление можно не раньше, чем через 2 года после окончания последней проверки.
- Заявление педагога могут отклонить. В этом случае подать заявление повторно можно будет только через год.
- Беременные женщины и молодые мамы. Они проходят аттестацию не раньше, чем через 2 года после выхода из отпуска по беременности и родам или из отпуска по уходу за ребенком.
- Воспитатели, которые провели на непрерывном больничном больше 4 месяцев. Они проходят аттестацию через год после выхода на работу.
- Педагоги, у которых уже есть квалификационная категория (они подтверждают категорию, а не право занимать должность).
- Воспитатели, которые меньше 2 лет занимают одну должность в организации, где проводится аттестация.
Если педагог провалит испытание, комиссия вынесет решение о несоответствии должности. После этого решение принимает работодатель — либо уволить педагога (это законно, смотрите п. 3 статьи 81 ТК РФ), либо дать ему второй шанс, направить на курсы повышения квалификации, а затем на повторное испытание.
Что нужно знать об этапах и сроках аттестации?
Порядок аттестации педагогических работников регламентируется приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
► На обязательную проверку педагога отправляет работодатель. Она проходит в 5 этапов:- составление списка педагогов, которые будут проходить проверку, и графика испытаний;
- подготовка представления для каждого педагога (в нем указывают ФИО, должность, дату заключения трудового договора, уровень профильного образования и/или квалификации, информацию о прохождении дополнительного образования по профилю, результаты прошлых аттестаций);
- проведение проверки;
- принятие решения и официальное оформление итогов.
По результатам аттестации комиссия присваивает педагогу квалификационную категорию. Через 5 лет ее нужно подтвердить.
Заявление на добровольную аттестацию воспитатели обычно отправляют сами. Затем:- Заявление проверяют. Его могут отклонить.
- Если заявление принято, назначают срок прохождения проверки.
- В течение 30 дней после подачи заявления, если оно принято, педагогу сообщают о месте и времени проведения проверки.
- Проходит сама аттестация. Она длится максимум 60 дней — с начала проведения до вынесения решения.
- Комиссия принимает решения и оформляет итоги проверки.
Успешно пройдя аттестацию, вы получите первую или высшую категорию. Ее вам присвоят в тот же день, когда комиссия примет и оформит официальное решение. Именно с этого дня будут действовать надбавки к зарплате. Тогда же в вашей трудовой книжке сделают запись о присвоении новой категории.
► Когда проверка проходит неудачно, последствия зависят от категории:
- Если у вас первая категория, вы с ней и остаетесь до очередной проверки. На следующей аттестации вы сможете снова попробовать получить высшую.
- Если категории у вас пока нет (вы хотели получить первую), вас обяжут пройти проверку на соответствие занимаемой должности.
Решение можно попробовать оспорить, если вы уверены, что оно несправедливое. Заявление нужно подать либо в суд, либо в комиссию по трудовым спорам. Это нужно сделать не позднее, чем через 3 месяца с момента получения результатов проверки.
Какие документы следует предоставить воспитателю для аттестации?
- заявление;
- копия документов о профильном образовании;
- характеристика или сопроводительное письмо с места работы;
- копия результатов последней аттестации (если есть);
- копия документа, подтверждающего смену имени, фамилии или отчества, если в других документах они не совпадают (например, в дипломе указана одна фамилия, в результатах аттестации — другая);
- портфолио (если претендуете на повышение категории);
- аналитическая справка (если претендуете на получение высшей категории).
Важно. В некоторых регионах требуют дополнительные документы — например, творческие отчеты, оценку собственной работы и пр. Уточните, есть ли такие требования в вашем регионе.
Что нужно сделать воспитателю для получения первой категории?
Эта категория присваивается при стабильно высоком уровне профессионализма: оценивают, насколько хорошо воспитанники осваивают образовательные программы, как развиваются у них способности к творчеству, науке, физкультуре и спорту. Также оценивается вклад в работу методических объединений и повышения качества образования, готовность делиться опытом и пр. (п. 36 приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276).
► Чтобы повысить шансы, рекомендуем:
- Поучаствовать в нескольких профильных конкурсах.
- Опубликовать в педагогических изданиях (включая онлайн-ресурсы) сценарии занятий и праздничных мероприятий, свои методические наработки, эссе и статьи, в которых вы делитесь опытом работы и даете рекомендации.
- Пройти курсы повышения квалификации. Во-первых, вы получите дополнительные аттестационные баллы за образование. Во-вторых, вам будет проще проходить испытания благодаря новым знаниям и навыкам. Наконец, повышение квалификации хорошо скажется на вашей ежедневной работе. Пройти дистанционные* программы повышения квалификации без отрыва от работы можно в АНО «НИИДПО». После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации от института с государственной лицензией — аттестационная комиссия примет этот документ.
- Тщательно проработать свои планы работы с детьми и образовательные программы, добавить в них новые методики и интересные разработки, подготовить выводы по проведенным занятиям.
- Если вы опытный педагог, помогайте воспитателям-новичкам. Если в вашем детском саду приняли на работу молодого специалиста, вы можете стать наставником — это будет большим плюсом для вас при прохождении аттестации.
Каков список требований к высшей категории воспитателей ДОУ?
Чтобы получить эту категорию, стабильно высоких результатов недостаточно — нужны еще и значимые профессиональные достижения, включая:
- активное участие в профессиональных конкурсах (желательно, успешное);
- разработка собственных программно-методических материалов;
- транслирование своего педагогического опыта, в том числе в инновационной и экспериментальной сфере;
- выявление и развитие способностей детей к науке, спорту и физкультуре, творчеству;
- победы воспитанников на конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.
Подавайте заявление на высшую категорию, если перечисленные достижения у вас есть. Без них вы точно не добьетесь положительного решения.
Какие изменения ожидаются в порядке проведения аттестации?
Сразу скажем: пока речь идет только о планах, ориентировочно до 2030 года. Как именно их реализуют и будут ли серьезные изменения вообще — покажет время.
► Основных предложений два:- Полностью отменить существующую систему проверки и ввести вместо нее единый федеральный экзамен. Предполагается, что это поможет более беспристрастно и объективно оценивать квалификацию педагогов.
- В ходе аттестации опираться только на итоги экзамена. Если это предложение примут, педагогам больше не придется готовить портфолио, собирать характеристики и предоставлять другие доказательства своего профессионализма.
Важно: разделение на добровольную и обязательную аттестацию сохранится, как и периодичность проверок. Кроме того, экзамен в любом случае будет соответствовать требованиям ФГОС и профстандарта педагога.
Сейчас новую модель пробуют ввести в рамках национального проекта «Образование».
*Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.